афиша событий

июнь
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Ближайшие
события

 

ГлавнаяРецензииСтрах и любовь
Страх и любовь
Рецензии

Страх и любовь

На Чеховском фестивале показали «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки. Спектакль о том, как страшно и бессмысленно жить в мире, в котором высший Закон не проявлен, а человеческий закон непостижим, привез из Баварии в Москву Театр Каммершпиле. 


Роман, который обессмертил имя мало кому известного при жизни пражского чиновника, поставил на одной из самых прославленных сцен Европы немецкий режиссер Андреас Кригенбург. В нынешнем сезоне мюнхенский Театр Каммершпиле празднует свой столетний юбилей. И хотя работающий теперь на трех подмостках коллектив не чужд новым эстетическим веяниям, открыт различным театральным жанрам, школам и направлениям (не говоря уже об использовании новых сценических технологий), в нем чувствуется свойственная почтенному возрасту – и немецкому характеру – солидность и обстоятельность. 





«Процесс» может служить образцом того, как нужно развивать, а не консервировать лучшие театральные традиции, которые, если они укоренены в плоти и крови артистов, не разрушат никакие ветры художественных перемен. Восемь исполнителей, легко переходя от одного образа к другому, демонстрируют в «Процессе» образец актерской виртуозности. В их умении гротескно представлять малейшие переживания своих персонажей, прежде всего, конечно, угадывается брехтовский метод отчуждения, восходящий к политическому театру-кабаре. Но и Станиславский с его вниманием к жизни человеческого духа не чужд немецким артистам.  



ЕСЛИ МЫ НЕ ПРЕДПРИНИМАЕМ 

УСИЛИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫЙТИ

ИЗ БЕССМЫСЛЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

В КОЛЕСЕ САМСАРЫ, ТО НАША ЖИЗНЬ

СТАНОВИТСЯ СТОЛЬ ЖЕ АБСУРДНОЙ…


Дабы показать, как человеческое бытие, не скрепленное доступными пониманию причинно-следственными связями, распадается на цепь случайных эпизодов и разрушает личность, дробит ее на не лишенные логики шизоидные проявления, режиссер распределил роль Йозефа К. между несколькими актерами. Всех их, разных по возрасту, столь несхожих по фактуре и амплуа, объединяет общая маска, восходящая к Пьеро. Именно этот персонаж комедии дель арте в начале прошлого века, когда Кафка писал свой роман, определял характер многих экранных образов, создаваемых актерами зарождающегося кинематографа. Невеселый комедиант, который, чем больше печалится, тем больше смеха и презрения (а не сочувствия) вызывает у окружающих – таким предстает Йозеф К. в исполнении немецких актеров. Множащиеся, словно клоны, двойники, жесты и реплики, усиливают впечатление абсурдности всего того ужаса, которым Кафка наполнил свой роман о бессилии человека перед порабощающей его Системой. 





Кажется, что распавшаяся под гнетом различных фобий и сомнений личность главного героя попала в мир зазеркалья, где отражения изначального образа дублируются до бесконечности, так, что уже трудно обнаружить сам источник. Собственно, Йозеф К., против которого некая организация начала судебный процесс, но так и не предъявила никакого обвинения, на протяжении всего спектакля и пытается – правда, безуспешно – найти источник свалившихся на него бед. Однако герой, несмотря на все свои попытки встретиться с судьей, который ведет его дело, и понять, в чем же его обвиняют, не только не проясняет ситуацию, но еще больше в ней запутывается. В финале он смиряется с абсурдностью происходящего и безропотно принимает казнь как проявление некоего высшего, так и не  понятого им Закона.  



ТАМ, ГДЕ ПРОЦЕСС ПОИСКА БОГА –

А ЗНАЧИТ ЛЮБВИ – ОКАЗЫВАЕТСЯ

В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ ТУПИКЕ

И ПОДМЕНЯЕТСЯ ПОИСКОМ 

СПРАВЕДЛИВОГО СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА,

ВСЕГДА БУДЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ СТРАХ


Андреас Кригенбург, который выступает здесь также в роли художника, нашел очень удачное сценографическое решение. Вынесенные на авансцену серые бетонные стены переходят в такой же бетонный колодец, напоминающий небольшой тюремный дворик. На дне колодца, размещенного перпендикулярно к сцене, находится круглая комната с мебелью, так что создается впечатление, будто мы смотрим на находящихся в ней людей сверху. Имеющий в диметре метров 5-6 диск (он играет роль пола), к которому привинчены столы, стулья и кровать, вращается не только вокруг своей оси, но меняет расположение по отношению к планшету сцены. Когда диск по отношению к ней оказывается в перпендикулярном положении, актерам трудно на нем удержаться, что становится зримой метафорой непрочности положения Йозефа К. в мире, лишенном логики и целесообразности. Да и вращение диска с находящимися на нем актерами вокруг своей оси напоминает о бессмысленности нашего собственного вращения во времени и пространстве. Если мы не предпринимаем усилий для того, чтобы выйти из бессмысленного движения в колесе самсары, то наша жизнь становится столь же абсурдной, как и жизнь героев «Процесса». 





Кафка, разрушив привычную логику классического литературного повествования, поставил перед читателем много непростых вопросов. Один из них касается поиска истоков столь сложных отношений героя романа с Законом. Ответ на него литературные критики ищут не только в личных обстоятельствах жизни писателя, например, в его конфликтных отношениях с деспотичным отцом (отец в глазах ребенка и должен представлять закон). И не только в его физических недугах и неуравновешенной, полной комплексов психике. Творчество родившегося в еврейской семье Кафки рассматривают и через призму иудаизма с его усложненной системой законов, связывающих человека с Богом. Схожую идею развил Томас Манн, который воспринимал творчество писателя как аллегорию поисков Бога. Насколько эти поиски стали сложными – а то и невозможными – для европейского сознания, каким оно сформировалось к началу прошлого века, свидетельствует «Процесс» в постановке Андреаса Кригенбурга. 



…СТРАХ, КОТОРЫМ КАФКА ПОДЕЛИЛСЯ 

С ГЕРОЕМ СВОЕГО РОМАНА, 

ПОЯВЛЯЕТСЯ ТАМ, ОТКУДА УХОДИТ ЛЮБОВЬ


Если следовать логике древнеиндийских Вед, делающих метафизический поиск Истины доступным и даже приятным, то страх, которым Кафка поделился с героем своего романа, появляется там, откуда уходит Любовь. О том, что это взаимоисключающие чувства, лишний раз свидетельствует привезенный в Москву замечательный немецкий спектакль. Там, где процесс поиска Бога – а значит Любви – оказывается в экзистенциальном тупике и подменяется поиском справедливого социального устройства, всегда будет присутствовать страх.    


19.06.13, 09:46 2013
Братья в законе
Рецензии

Братья в законе

В Гоголь-центре, как теперь называется бывший московский театр им. Н.Гоголя, поставили ремейк известного фильма «Рокко и его братья». Пьесу Михаила Дурненкова «Братья», созданную по мотивам картины Лукино Висконти, поставил кинорежиссер Алексей Мизгирев. 

7.06.13, 15:17 2013
Отцы и дети
Рецензии

Отцы и дети

В рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова в Москве был показан спектакль венского Бургтеатра «Небесная гармония» Петера Эстерхази. Прозу известного венгерского постмодерниста перенес на одну из старейших сцен Европы немецкий режиссер венгерского происхождения Давид Мартон. 

4.06.13, 12:15 2013
У Бога ответов больше, чем у нас вопросов
Рецензии

У Бога ответов больше, чем у нас вопросов

Книгу «Вечные ответы» Адриана Крупчанского днем с огнем не сыскать на полках популярных книжных магазинов. И это обстоятельство характеризует не столько ее автора, сколько самих читателей.

19.05.13, 07:30 2013
«Битва на Кукушетре» итальянского режиссера Корсетти
Рецензии

«Битва на Кукушетре» итальянского режиссера Корсетти

Обычно сказки и легенды мира начинаются с похождений героя (или героини) и заканчиваются свадьбой. Однако древнеиндийская «Махабхарата» не втискивается в прокрустово ложе привычных сюжетов и шаблонов. 

31.05.13, 11:59 2013
Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие
Рецензии

Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие

Листая страницы Интернета, нередко натыкаешься на любопытные факты. Оказывается, отец-основатель национально-освободительного движения Индии Субаш Чандра Боз вовсе не погиб в авиакатастрофе над Таиландом в 1945 году, как считали доныне, но бежал в СССР, через Омск почему-то. На этом его следы теряются. Любопытно.

3.04.13, 09:47 2013
Это горькое слово «свобода»
Рецензии

Это горькое слово «свобода»

С каких пор и почему понятие «религия» стало ассоциироваться с несвободой, порабощением рода человеческого? Можно ли религиозного человека, который должен следовать правилам и предписаниям своей веры, в принципе считать свободным? Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с диалектикой непростых отношений свободы и необходимости, обязывают фильмы из программы недавно завершившегося 35-го Московского международного кинофестиваля.  

2.07.13, 17:09 2013
Рожденный ползать, летать не может
Рецензии

Рожденный ползать, летать не может

В Москву из Парижа со своим театром «Компания майского жука» снова приехал именитый потомок Чарли Чаплина Джеймс Тьере. В этот раз он привез на Чеховский фестиваль постановку «Рауль». Невзирая на недешевые билеты и вместительный зал театра им. Моссовета, на сцене которого выступал известный французский артист, не все желающие смогли попасть на его моноспектакль.

25.05.13, 18:42 2013