афиша событий

февраль
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4

Ближайшие
события

 

ГлавнаяРецензииТишина, которая дороже аплодисментов
Тишина, которая дороже аплодисментов
Рецензии

Тишина, которая дороже аплодисментов

Спектакль «Антитела» Театра «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга, начинающийся невыносимым для утонченного слуха хард-роком, завершается тишиной, какую редко можно услышать в театре. 

Выждав паузу после того, как актеры удалились со сцены, но, так и не дождавшись их выхода на поклон, публика начинает аплодировать. Однако никто больше не появляется на подмостках. Аплодисменты затихают и зрители потихоньку начинают покидать зал.


Поставленный режиссером Михаилом Патласовым спектакль «Антитела» приехал из Питера в Москву по программе фестиваля «Золотая маска». Поскольку играют его на малой сцене, то желающих посмотреть этот беспощадный документальный рассказ об убийстве одного российского юноши другим российским юношей оказалось больше, нежели вмещал в себя небольшой зал. Уже само это обстоятельство невольно добавляло значимости тому, что происходило на сцене. Каждый из зрителей мог ощутить себя, к примеру, удачливым журналистом, попавшим в зал суда, в котором рассматривалось резонансное дело (в любом случае, на этом спектакле трудно оставаться любопытствующим зевакой).



Впрочем, хотя со сцены рассказывают подлинную криминальную историю, режиссер и актеры избежали соблазна взять на себя функцию прокурора или судьи, цель которых – по крайней мере, в России – обвинить и наказать. Театр здесь скорее выступает в роли адвоката, способного не только выслушать обвиняемого, но и, войдя в его положение, объяснять и защищать.


В основу «Антител» положена реальная история, которая в конце 2005 года долго не сходила с лент новостей. Студента философского факультета, активиста движений в защиту животных и «Еда вместо бомб», антифашиста Тимура Качараву в самом центре «колыбели революции» убил другой студент, его ровесник и соотечественник.



ТЕАТР ЗДЕСЬ СКОРЕЕ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ АДВОКАТА, 

СПОСОБНОГО НЕ ТОЛЬКО ВЫСЛУШАТЬ ОБВИНЯЕМОГО,

НО И, ВОЙДЯ В ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ,

ОБЪЯСНЯТЬ И ЗАЩИЩАТЬ



Свершивший смертный грех юноша, по его же признанию, не замышлял убийства. Но, вступив еще подростком в движение НС-скинхедов и, соответственно, исповедуя идеологию фашизма, считал своим патриотическим долгом жестоко избивать «антифа», как скинхеды-нацисты называют красных скинхедов. Между теми и другими уже более десяти лет идет самая настоящая война, в которой, как это и бывает на войне, есть не только раненые, но и убитые. В милицейские сводки попадают только те, кто сложил голову в борьбе за «свободную страну» (и те и другие, конечно же, сражаются за свободную Россию, понимая ее по-разному). Раненым, чтобы они не портили статистику, в официальных отчетах правоохранительных органов, как правило, места не находится.



Так вот, Тимур в этой уличной войне из-за нанесенных в шею ударов ножа скончался на месте. Смерть его подпортила не только милицейскую статистику, но и образ страны, так гордящейся своей победой над фашизмом. Выходит, поборов чужих фашистов, Россия теперь взрастила своих собственных наци, поклоняющихся Гитлеру за его расистские взгляды и за истребление их же, российских неофашистов, предков.



В СТРАНЕ, СЧИТАЮЩЕЙ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНОЙ,

ДОЛЖНЫ КУЛЬТИВИРОВАТЬ ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ

И СОСТРАДАНИЕ, А НЕ ЖЕСТОКОСТЬ...



Это, согласитесь, нехорошо. И не только перед памятью погибших в борьбе с немецким фашизмом миллионов советских солдат и офицеров, перед подвигом ныне живущих ветеранов войны и тружеников тыла. Это нехорошо и по отношению к подрастающему поколению, которое безнаказанно марширующие по улицам российских городов национал-патриоты соблазняют идеями превосходства одной нации, одной расы над другой. Это нехорошо, ибо это – неправда, что люди одной крови, одного цвета кожи априори лучше людей другой крови и другого цвета кожи. Это нехорошо, потому что в стране, считающей себя православной, должны культивироваться любовь, милосердие и сострадание, а не жестокость, ненависть и чувство национального, расового превосходства. Ибо если русское православие имеет хоть какое-то отношению к христианству, то и оно должно учить тому, что нет ни эллина, ни иудея. Что все люди на земле – братья и сестры, ибо все они дети одного Отца.



Понять, насколько это нехорошо, когда братья и сестры избивают и даже убивают друг друга, вместо того, чтобы оказывать друг другу братскую помощь и поддержку, очень сильно помогает спектакль «Антитела». Его создатели, как это и надлежит театру, исповедующему принципы беспристрастного документального рассказа, не выносят никаких суждений и никого не осуждают. Актеры от имени реальных людей, чьи интервью и легли в основу пьесы, передают со сцены разную оценку и разное эмоциональное восприятие того, что случилось с Тимуром Качаравой. Конечно же, наиболее впечатляющими оказываются рассказы матерей жертвы и убийцы (обе, к слову, православные), а также девушки погибшего, которая теперь так ни с кем и не встречается. И не потому, что дала обет соблюдать верность. Просто, так уж случилось, что никто теперь в ее жизни не может занять место любимого.


ЭТО РАССКАЗ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧАЯНИЯХ И НАДЕЖДАХ,

КОИМ НЕ СУЖДЕНО СБЫТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО КТО-ТО

ХОЧЕТ ВИДЕТЬ В СВОЕМ БЛИЖНЕМ ВРАГА...



«Антитела» при всей их политической подоплеке повествую не о политике и политиках. Это рассказ о человеческих чаяниях и надеждах, коим не суждено сбыться, потому что кто-то хочет видеть в своем ближнем врага, а не человека, у которого есть какие-то чаяния и надежды, есть матери и отцы, есть любимые. А врага рано или поздно уничтожают. Не только наци, но и антифа считают своим долгом выискивать и прессовать своих идеологических противников. Так что зритель здесь сам определяет свои симпатии и антипатии. 


Вполне допускаю, что в рядах зрителей попадаются и такие, кто сочувствует отсидевшему в тюрьме убийце. Ибо, как и этот молодой нацист, они тоже любят полусырое мясо с кровью, не любят черных и всех прочих инородцев, и не способны понять и принять позицию Тимура с его вегетарианством, терпимостью и заботой об униженных и оскорбленных.



Смысл «Антител» заключен в самом названии спектакля. Взаимное отталкивание, антипатия, противостояние, конфликт, борьба, война на поражение между двумя телами, напичканными противоположными зарядами, неизбежна. Чтобы избежать конфронтации и следующего из нее взрыва двух противоположно зараженных тел, нужно понять единство всего сущего и научиться вмещать в себе все противоречия. А еще нужно понять, что ты – не тело, а вечный дух, не имеющий никакого отношения к телесности и двойственности этого мира.


Но здесь мы уже выходим за пределы театра, по крайней мере, документального, и вступаем в сферу философии. Тишина, которая воцаряется в финале «Антител», направляет сознание как раз в сторону философии, что не так часто происходит в театре.



3.05.13, 13:02 2013
Отцы и дети
Рецензии

Отцы и дети

В рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова в Москве был показан спектакль венского Бургтеатра «Небесная гармония» Петера Эстерхази. Прозу известного венгерского постмодерниста перенес на одну из старейших сцен Европы немецкий режиссер венгерского происхождения Давид Мартон. 

4.06.13, 12:15 2013
Рожденный ползать, летать не может
Рецензии

Рожденный ползать, летать не может

В Москву из Парижа со своим театром «Компания майского жука» снова приехал именитый потомок Чарли Чаплина Джеймс Тьере. В этот раз он привез на Чеховский фестиваль постановку «Рауль». Невзирая на недешевые билеты и вместительный зал театра им. Моссовета, на сцене которого выступал известный французский артист, не все желающие смогли попасть на его моноспектакль.

25.05.13, 18:42 2013
Путешествие домой
Рецензии

Путешествие домой

С возрастом все труднее становится взять в руки новую книгу. Кроме того, что время неумолимо убыстряет свой ход и на чтение – пусть даже талантливых сочинений – его почти не остается, знакомству с литературными новинками препятствует также груз обретенного жизненного и культурного опыта.

25.03.13, 09:50 2013
Братья в законе
Рецензии

Братья в законе

В Гоголь-центре, как теперь называется бывший московский театр им. Н.Гоголя, поставили ремейк известного фильма «Рокко и его братья». Пьесу Михаила Дурненкова «Братья», созданную по мотивам картины Лукино Висконти, поставил кинорежиссер Алексей Мизгирев. 

7.06.13, 15:17 2013
Стены большого города
Рецензии

Стены большого города

Вслед за своим знаменитым братом Джеймсом Тьере в Москву приехала Аурелия Тьере, внучка Чарли Чаплина. Она привезла на Чеховский фестиваль спектакль «Шепот стен», поставленный ее матерью Викторией Тьере-Чаплин. Билеты на спектакли потомков великого Артиста были проданы еще полгода назад, что заставляет задуматься над природой успеха незамысловатого по содержанию и яркого по форме театра, граничащего с цирком. 

6.06.13, 14:30 2013
Страх и любовь
Рецензии

Страх и любовь

На Чеховском фестивале показали «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки. Спектакль о том, как страшно и бессмысленно жить в мире, в котором высший Закон не проявлен, а человеческий закон непостижим, привез из Баварии в Москву Театр Каммершпиле. 

19.06.13, 09:46 2013
Неизвестное сокровище Индии
Рецензии

Неизвестное сокровище Индии

Мало кто знает, что испокон веков основой всей индийской культуры являлся вайшнавизм. В этой книге вайшнавизм представлен таким, каким он изучается внутри самой традиции. 

26.04.13, 09:13 2013