ГлавнаяРецензииЭто горькое слово «свобода»
Это горькое слово «свобода»
Рецензии

Это горькое слово «свобода»

С каких пор и почему понятие «религия» стало ассоциироваться с несвободой, порабощением рода человеческого? Можно ли религиозного человека, который должен следовать правилам и предписаниям своей веры, в принципе считать свободным? Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с диалектикой непростых отношений свободы и необходимости, обязывают фильмы из программы недавно завершившегося 35-го Московского международного кинофестиваля.  


Начать поиск этих ответов, конечно же, нужно с ключевых вопросов. Что такое свобода? И можем ли мы быть свободными в распространенном смысле этого слова, понимаемого обычно как независимость от кого бы то и от чего бы то ни было? (Кстати, понятие «гангстер» индонезийская мафия трактует как «свободный человек».) Как вы понимаете, речь идет не о праздных вопросах, раз в поисках ответа на них люди испокон веков ломают не только перья. В тех случаях, когда стремление к свободе, равенству и братству начинает реализоваться на практике, ломаются человеческие судьбы и жизни. Чтобы такое не случалось, необходимо понять, в чем же заключается человеческая свобода? 



ИСТИНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ 

ТОЛЬКО В СВОБОДНОМ СОЗНАНИИ,

НАПОЛНЯЕМОМ… ЛЮБОВЬЮ


Понять это необходимо еще и потому, что в противном случае, во-первых, очень трудно – а то и вообще невозможно – продвигаться по духовному пути. Не прояснив для себя вопрос о том, являюсь ли я свободным человеком, к Истине не приблизиться. Ибо Истина проявляется только в свободном сознании, наполняемом в этом случае любовью. Туда, где нет свободы и любви, приходит страх, который проявляется в таком феномене как фанатизм. Во-вторых, человек, не осознающий себя во всех отношениях свободным, не будет привлекателен и убедителен в своей проповеди высших, духовных истин. От него в этом случае всегда будет отдавать ханжеством и лицемерием. И все тем же фанатизмом. 





Именно религиозное ханжество и фанатизм часто становятся объектом исследования тех кинорежиссеров, которые обращаются к теме веры и Бога (на ум, прежде всего, приходит фильм «За холмами» Кристиана Мунджиу, в свое время получившего за эту работу главный приз Каннского фестиваля). О том, что слепая, фанатичная вера способна убить в человеке не только любовь, но и свойственное даже животным чувство привязанности к членам своего рода, рассказывает показанная на нынешнем ММКФ лента  Жака Браля «Черный тебе к лицу». 



ОЖЕСТОЧЕННЫЙ КОНФЛИКТ ВЫЗЫВАЕТ 

НЕИЗБЕЖНОЕ В ВЕК ГЛОБАЛИЗМА

СТИРАНИЕ РАНИЦ МЕЖДУ

РАЗНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И 

УКЛАДАМИ ЖИЗНИ


Фильм начинается с того, что оказавшийся за решеткой пятидесятилетний мужчина восточной внешности со слезами на глазах корит себя за то, что приехал со своей семьей в чужую страну. Таким образом режиссер с самого начала закладывает трагизм в романтическую историю любви арабской девушки и французского юноши. Как и в случае с Ромео и Джульеттой, их любовь обречена. Но если у Шекспира враждуют лишь две семьи, то в фильме «Черный тебе к лицу» в антагонистическом противостоянии находятся две культуры, две цивилизации – западная, постхристианская, и восточная, в данном случае, исламская. Оказалось, что не только нарушение государственных границ может приводить к войнам. Не менее ожесточенный конфликт вызывает и неизбежное в век глобализма стирание границ между разными ценностями и укладами жизни. 





Кобра (такое нелестное для нашего уха имя Жак Браль дал своей героине), выходя каждое утро на работу в хиджабе, снимает его в ближайшем кафе. По вечерам она совершает обратный ритуал, превращаясь пусть из скромной, но все же современной парижанки в ортодоксальную мусульманку. Будучи воспитанной в традиционной семье, девушка хоть и стесняется появляться на работе в хиджабе, этом «символе защиты красоты и женственности» (само слово «хиджаб» переводится как «завеса, укрытие»), но все же ведет себя гораздо скромнее, сдержаннее, нежели ее французские сверстницы. И это выгодно отличает ее от них – не только красота, но и целомудрие привлекает к ней внимание красивого, обеспеченного юноши, готового ради женитьбы на Кобре обратиться в ислам. Однако сердце красавицы принадлежит другому – молодому владельцу скромного кафе, где она дважды на день меняет свой образ. Все было хорошо до тех пор, пока отец, ищущий для дочери жениха среди своих единоверцев, не увидел ее в кафе в компании молодых, далеких от традиционных ценностей парижан. Выстроенный им, как ему казалось, прочный мир родной культуры, мгновенно рушится… 





Не стану дальше пересказывать сюжет. Фильм, даже если он и не попадет в российский прокат, возможно, появится в интернете, поэтому оставлю за читателем все его законные  права на сюжетную интригу. То, что трагедии не избежать, становится понятным с первых кадров, в которых отца почтенного семейства показывают в тюрьме. Там его посещают сын и жена, которая в слезах вопрошает мужа: «Что же ты наделал!?»



КТО С ФАНАТИЗМОМ ПРИШЕЛ,

ТОТ ОТ ФАНАТИЗМА И ПОГИБНЕТ


Придет ли к виновнику трагедии, который проявится лишь в финале, горькое осознание того, что он совершил нечто ужасное? – этот вопрос режиссер оставляет без ответа. Зрителя же он озадачивает следующим вопросом: стоит ли  даже самая возвышенная идея того, чтобы платить за попытку ее воплощения человеческими жизнями? Ответ современного европейца, позволяющего не только себе, но и другим жить в рамках закона так, как они считают нужным, очевиден: не стоит. Но что ответят те, кто одержим идеей очищения человека от грехов, кто любой ценой хочет сделать всех счастливыми?





Исполненным иронии уже по отношению к самому христианству, вернее к тому, во что оно превратилось, оказался другой фильм ММКФ – «Маттерхорн» Дидерика Эббинге. Хотя жюри основного конкурса не дало голландскому режиссеру никакого приза, симпатии зрителей и профессиональных киноведов оказались на его стороне (приз зрительских симпатий; лучшим «Маттерхорн» признан Гильдией киноведов и критиков, а также Федерацией киноклубов России – последние отметили его за «чистоту эстетики» и «утверждение ценностей внутренней свободы человека»). 



ЧТО ЛУЧШЕ: СЛУШАТЬ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ

ПРОПОВЕДИ О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

И ПЕТЬ ДУШЕЩИПАТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ

О СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ

ИЛИ ПРОЯВЛЯТЬ ЭТУ ЛЮБОВЬ И ДУМАТЬ

НЕ О ГРЕХЕ, А О РАДОСТЯХ ЖИЗНИ?


Главный герой голландской картины Фред, проживающий в крошечной патриархальной деревушке, может служить образцом добропорядочного протестанта. Он аккуратен и ответственен, содержит дом – и всю свою жизнь – в идеальном порядке. (Фред, например, не начнет кушать ни на минуту раньше установленного времени.) Он почтителен с соседями, по воскресеньям исправно ходит в церковь. Размеренная и скучная жизнь вдовца, во время обеда любовно взирающего на портрет погибших жены и сына, разрушается с появлением в деревне странного бродяги Тео. Став «добрым самаритянином», как иронично характеризует героя сосед, он не просто приютил ближнего. Вместе с не очень адекватным квартирантом Фред создал концертный дуэт, обслуживающий детские утренники. Одной из самых сильных в фильме стала сцена, когда в воскресенье подружившиеся мужчины идут развлекать детишек. Снятые со спины герои проходят сквозь движущуюся на них толпу одетых в строгие черные костюмы жителей деревушки, которые с бесстрастными лицами устремились в церковь. Что лучше: слушать по воскресеньям проповеди о любви к ближнему и петь душещипательные псалмы о своей греховности или проявлять эту любовь и думать не о грехе, а о радостях жизни? Дидерик Эббинге своим фильмом хочет нас убедить в том, что последнее предпочтительнее. 





Не был бы автор «Маттерхорна» голландцем, если бы в картине, рассказывающей о любви, он не попытался защитить права сексуальных меньшинств, которые в его стране, похоже, вскоре станут большинством. К счастью, режиссеру хватило вкуса не вводить в фильм интимных сцен. Да и отношения главных героев, хоть мы и становимся свидетелями смешного эпизода их тайного венчания, на экране остаются в рамках дружбы. Тема же нетерпимости к гомосексуалистам проявляется в отношениях Фреда с сыном, которого он давно выгнал из дома за мужеложство, но теперь осознал свою ошибку. Юноша, который в детстве божественно исполнял  псалмы, положенные Бахом на музыку, стал петь о любви в ночном гей-клубе. Каждый, в конце концов, сам вправе выбирать, где ему уютнее – в церкви или в баре, и куда ему двигаться – по пути праведника или грешника. Даже если мы злоупотребляем своей свободой, Создатель никогда не лишает нас права выбора. Значит, никто из смертных не вправе ставить нас в условия, в которых мы не можем этот выбор совершить.  



ДАЖЕ ЕСЛИ МЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЕМ 

СВОЕЙ СВОБОДОЙ, СОЗДАТЕЛЬ

НИКОГДА НЕ ЛИШАЕТ НАС

ПРАВА ВЫБОРА


Конечно же, в своем понимании свободы авторы стилистически безукоризненного фильма, коим является «Маттерхорн», неоригинальны. Быть свободным для них – значит делать то, что подсказывают тебе твои чувства. В том, что диктат чувств, как правило, оборачивается еще большей несвободой, нежели осознанная попытка их урезонить, никакие религиозные проповедники режиссера, похоже, не убедили. И к этому факту можно отнестись по-разному. 





Вину за то, что кто-то не хочет слышать о Боге и считаться с правилами игры (или заповедями) в созданном Им мире, обладающие смирением и терпением слуги Господа берут, обычно, на себя. И осознавая, что все живые существа дороги Господу, просят Его простить тех, кто живет не по заповедям. Ибо те не ведают, что творят. У таких проповедников есть шанс достучаться до сердец даже самых закоренелых грешников. И нет его у тех, кто забывает о том, что всё и все в этом мире тесно связанны любовью Творца.  



НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

НА ПУТИ В ЦРПСТВО СВОБОДЫ И ЛЮБВИ

У ВСЯКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЧЕЛОВЕКА

НАЧИНАЮТСЯ ТОГДА, КОГДА ОН РЕШАЕТ,

ЧТО БОГ СУЩЕСТВУЕТ САМ ПО СЕБЕ,

ЧТО ОН… НЕ СВЯЗАН НЕРАЗРЫВНЫМИ 

ОТНОШЕНИЯМИ СО ВСЕМИ 

ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ


Непреодолимые препятствия на пути в Царство Свободы и Любви у всякого религиозного человека начинаются тогда, когда он решает, что Бог существует сам по себе, что Он одинок, не связан неразрывными отношениями со всеми живыми существами. Поклоняясь самодостаточному и гордому в своем одиночестве Богу, такой человек и сам становится гордым и, как ему кажется, самодостаточным, независимым от других. Он ставит себя в зависимость лишь от своего бога, не понимая, что тот в этом случае живет лишь в его уме, а не в сердце. Иными словами, отдалившийся от Своего творения Бог становится лишь концепцией, имеющей мало общего с Источником и Вседержителем всего сущего. Когда такое понимание Бога воцаряется в той или иной религиозной традиции, то она из живого источника духовной силы и мудрости превращается в мертвую догму. Об этом, собственно, как и том, что никто не вправе лишать человека дарованной Богом свободы выбора, и рассказали режиссеры двух замечательных фильмов 35-го Московского кинофестиваля. 


2.07.13, 17:09 2013
Братья в законе
Рецензии

Братья в законе

В Гоголь-центре, как теперь называется бывший московский театр им. Н.Гоголя, поставили ремейк известного фильма «Рокко и его братья». Пьесу Михаила Дурненкова «Братья», созданную по мотивам картины Лукино Висконти, поставил кинорежиссер Алексей Мизгирев. 

7.06.13, 15:17 2013
«Все будет хорошо»
Рецензии

«Все будет хорошо»

В прокате появилась еще одна картина о будущем человечества – «После нашей эры».  Эта утопия, снятая индийцем М.Найтом Шьямаланом, в который раз подтвердила нашу склонность искать спасение в иллюзорных мечтаниях, вместо того чтобы решать реальные проблемы, угрожающие гибелью планете и всему на ней сущему. 

14.06.13, 13:00 2013
Неизвестное сокровище Индии
Рецензии

Неизвестное сокровище Индии

Мало кто знает, что испокон веков основой всей индийской культуры являлся вайшнавизм. В этой книге вайшнавизм представлен таким, каким он изучается внутри самой традиции. 

26.04.13, 09:13 2013
Рожденный ползать, летать не может
Рецензии

Рожденный ползать, летать не может

В Москву из Парижа со своим театром «Компания майского жука» снова приехал именитый потомок Чарли Чаплина Джеймс Тьере. В этот раз он привез на Чеховский фестиваль постановку «Рауль». Невзирая на недешевые билеты и вместительный зал театра им. Моссовета, на сцене которого выступал известный французский артист, не все желающие смогли попасть на его моноспектакль.

25.05.13, 18:42 2013
«Битва на Кукушетре» итальянского режиссера Корсетти
Рецензии

«Битва на Кукушетре» итальянского режиссера Корсетти

Обычно сказки и легенды мира начинаются с похождений героя (или героини) и заканчиваются свадьбой. Однако древнеиндийская «Махабхарата» не втискивается в прокрустово ложе привычных сюжетов и шаблонов. 

31.05.13, 11:59 2013
Ведическое кулинарное искусство
Рецензии

Ведическое кулинарное искусство

Как сказал один хороший писатель, «...обустраивать Россию можно по любой книге, хотя бы и по поваренной. По поваренной даже лучше, чем по любой другой». 

3.04.13, 08:44 2013
Подношение
Рецензии

Подношение

В Москве показали спектакль, название которого своей поэтичностью и красотой выделяется не только из всей  программы Чеховского фестиваля, но даже из всего привычного мирового репертуара. Привезенная из Тайваня хореографическая композиция «Песня задумчивого созерцания» отличается от всего, что мы обычно видим и в жизни, и на сцене не только необычным названием, но всей своей сутью. 

11.06.13, 18:08 2013