ГлавнаяДетиЗдравствуй, школа. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Здравствуй, школа. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Дети

Здравствуй, школа. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Настало серьезное время для вашего ребенка. Не в этом году, так в следующем он пойдет в школу. Многие дети с нетерпением ждут этого момента: причиной тому любопытство и желание общаться со сверстниками.


В 5-6 лет дети в основном живут эмоциями. Это нормально для этого возраста. Обращаться к их разуму сейчас достаточно сложно, потому что они просто купаются в эмоциях. Как правило, такие эмоции, как радость, нас не беспокоят. Больше всего нас беспокоят эмоции разрушительные. Разрушительные эмоции находятся на самой поверхности, их легче всего заметить. Это гнев, агрессия, раздражение, негодование и так далее. Все то, по поводу чего родители зачастую обращаются к психотерапевтам и невропатологам, переживают, беседуют со своими друзьями.



ЭМОЦИИ – ЭТО ВСЕГДА ИНДИКАТОР

ПОТРЕБНОСТЕЙ: ЧТОБЫ МЕНЯ ВЫСЛУШАЛИ,

ЧТОБЫ МЕНЯ УВАЖАЛИ,

ЧТОБЫ МЕНЯ ЛЮБИЛИ,

ЧТОБЫ КО МНЕ ПРИСЛУШИВАЛИСЬ


Но мало кто знает, что разрушительные эмоции — это вторичные эмоции. Глубже них находятся другие эмоции, которые можно назвать эмоциями «страдательными»: страх, боль, обида. Это те эмоции, которые мы не желаем показывать другим людям, потому что боимся быть осмеянными, боимся показаться слабыми, не такими, как все. И поэтому нам гораздо легче выразить другие эмоции, потому что здесь мы вроде как на высоте: я там что-то бурчу, раздражаюсь, гневаюсь и т.д. Но на самом деле глубже этого лежат страдательные эмоции.



Ребенок говорит: «Велосипед виноват» и т.д. Но что же происходит? На самом деле ребенок боится соприкоснуться со страдательными эмоциями. И если вы с ним поговорите, он вам скажет: «Я боюсь, вдруг у меня не получится» – то есть ему просто страшно. Но, так как он хочет справиться с этим, он начинает раздражаться. Но что самое интересное, это тоже еще не самая глубина. Глубже страдательных эмоций лежат наши потребности.


Откуда появляются эмоции? Эмоции — это всегда индикатор потребностей. Какие могут быть потребности у человека? Потребность, чтобы меня выслушали, чтобы меня уважали, чтобы меня любили, чтобы ко мне прислушивались. И любая потребность сопровождается эмоциями. Например, у меня есть потребность, чтобы меня приняли, но у меня есть страх, что меня не примут, и оттого я начинаю всех обвинять: «Вы меня не способны понять, что мне вам говорить». Но и это еще не самое главное, не самая глубина нашей души. Глубже потребностей лежит отношение к самому себе.



Научите ребенка, что он хороший, или Секреты послушания


Мы хотим, чтобы ребенок прекратил капризничать, чтобы просто стал послушным, не демонстрировал нам свои эмоции. Но обязанность родителей — научить ребенка самоуважению. Но даже это не предел. В самой глубине нашей души находится понимание того, кто такой «я». В ведической философии душу, свое «я», называют «частицей Бога». Это самое главное знание, которое мы должны дать ребенку. Знание того, что в глубине своей я вечный, хороший, спокойный. Папа с мамой могут поругаться, брат с сестрой могут подраться, еще что-то может произойти, но если у ребенка в душе спокойно, он не будет тяжело переживать по этим поводам.



САМОЕ ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ДАТЬ РЕБЕНКУ, -

ЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО В ГЛУБИНЕ СВОЕЙ

Я ВЕЧНЫЙ, ХОРОШИЙ, СПОКОЙНЫЙ


Каким же образом дать это знание маленькому человеку? В 5-6 лет такое знание возможно только через сказки. Это самый замечательный возраст. И здесь я хочу сказать одну удивительную вещь, которая может показаться странной: на самом деле, у детей огромная потребность в послушании. Ребенку гораздо проще жить, когда ему все объясняют.


Почему и как ребенок становится непослушным? Дело в том, что ребенок изначально хочет вас слышать. Он хочет, чтобы вы с ним разговаривали, чтобы вы ему пели песни, чтобы вы с ним о чем-то говорили. Почему же получается так, что в какой-то момент ребенок перестает нас слышать? Причиной тому слишком частые «нет» и «нельзя». Процентное соотношение этих слов в нашем лексиконе должно быть один к пяти. На одно «нет» должно быть пять «да». Послушайте, как вы разговариваете со своими детьми. Просто посмотрите, с позиции наблюдателя, сколько раз в течение дня вы говорите ему «нет» и «нельзя». Просто посчитайте. Сколько вы говорите ему «нет», сколько бабушка говорит «нет», сколько папа говорит «нет», сколько мама говорит «нет».



На самом деле слово «нет» ребенок воспринимает как «нет жизни». У ребенка вырабатывается психологическая глухота, когда «нет» гораздо чаще звучит, чем «да». Например, я пришла уставшая с работы, я просто не хочу ни слышать, ни видеть никого, я так устала. Он говорит: «Мама, пойдем то-то сделаем». Я говорю: «Нет, оставь меня в покое, пожалуйста». Но у ребенка этот день – уникален. Ребенок ощущает, что у него важный день в жизни. У него важные события. Поэтому у них вырабатывается защитный рефлекс. Это замечательно, что они перестают слушать это «нет». Потому что представьте себе, если бы они прислушивались к каждому нашему «нет» и к каждой нашей интонации, и к каждой нашей угрозе относились бы серьезно. Интересно, кто бы вырос? Даже у детей есть инстинкт самосохранения и у них развивается психологическая глухота, что приводит к непослушанию. Она защищаются таким образом.



СЛОВО «НЕТ» РЕБЕНОК ВОСПРИНИМАЕТ

КАК «НЕТ ЖИЗНИ». У РЕБЕНКА ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГЛУХОТА, КОГДА «НЕТ»

ГОРАЗДО ЧАЩЕ ЗВУЧИТ, ЧЕМ «ДА»


Для того чтобы ребенок был послушным, мы должны как можно чаще рассказывать им что-то очень интересное. Если ребенок слышит из ваших уст что-то захватывающее, он всегда будет вас слушать, и этого интересного должно быть намного больше, чем замечаний. Одну шестую замечаний он будет проглатывать и с удовольствием выполнять. Потому что он будет знать, что мама или папа ничего просто так не говорят.


Вечернее время – это святое время для ребенка. Когда вы его укладываете спать, читайте ему книги. Даже если ребенок уже умеет читать. Не говорите ему: «Так, все, ты уже большой, сам умеешь читать». Ребенок начинает лихорадочно перелистывать книгу, только чтобы мама отстала. Потому что любой вид контроля в любой деятельности — это огромная драма для детей этого возраста.



Почему проходит любовь к школе


Вот ребенок пошел в первый класс, затем во второй, третий. И мы замечаем, что любовь к школе как-то незаметно улетучилась. Почему так происходит?


Во-первых, для ребенка в новинку оценочная система. Еще вчера его принимали таким, какой он есть, а теперь все зависит от оценки в дневнике. Его начинают ругать за тройки и сравнивать с более аккуратными детьми в его классе. Из-за привязанности к оценкам родители начинают вести себя по двум сценариям: 1) запугивание; 2) материальные поощрения. В первом случае ребенка силой заставляют учиться. От страха он начинает хитрить, списывать или заучивать урок, чтобы просто «оттарабанить» его и получить хорошую отметку. Такое воспитание приводит к формированию у ребенка комплекса неполноценности, протестам и даже хроническим заболеваниям.



ЛЮБОЙ ВИД КОНТРОЛЯ В ЛЮБОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЭТО ОГРОМНАЯ

ДРАМА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЭТОГО ВОЗРАСТА


Во втором случае глубокого запоминания и настоящего обучения тоже не происходит, поскольку весь интерес ребенка сосредоточен не на учебе, а на благах, обещанных за удачное окончание четверти или года. Оба этих метода приводят к потере у ребенка интереса к учебе. Ему на самом деле нужен интерес и ощущение счастья. А подогревает такой интерес достигнутый результат. Главное сейчас, чтобы он почувствовал, что он молодец, и не важно, что палочки у буквы «н» неровные в его тетрадке. Всегда ищите возможность похвалить его.



Три типа школьников


Веды говорят о трех конституциях человеческого тела и психики. Условно можно назвать их типами огня, ветра и земли.


Дети с конституцией ветра обычно весьма непоседливы. Им трудно оставаться без движения, они могут щелкать ручкой, болтать ногой и т.д. Их внимание рассеяно, как птицы в небе, которых такой ребенок нередко считает. Он легко усваивает информацию, но так же легко и забывает. Чтобы удержать внимание такого ребенка, нужны картинки, слайды, истории, шутки и прочее. На детей ветра нельзя кричать — они пугливы и могут перестать понимать, что им пытаются объяснить.


Дети с конституцией огня — это солнечные дети. Творческие, активные, жизнерадостные. В классе они на виду. У них хорошее чувство юмора и острый ум. Они обожают похвалу в свой адрес и сильно переживают по поводу критики. Они также не переносят занудства и однообразия.


Дети «земного» типа устойчивы, спокойны, основательны. Им приходится подолгу объяснять тему урока, однако, однажды поняв предмет, они его никогда не забывают. Это добродушные дети, немного упрямые. Если учитель быстро переходит от одного вопроса к другому, не усваивают информацию.



Дисциплина


Дисциплина — это новое в жизни ребенка в этом возрасте. Она естественным образом прививается в школе, когда ребенок вынужден принять правила социума. А чтобы она появилась и дома, придется постараться. Нужно будет запастись терпением и вместо давления подолгу разъяснять ребенку, почему следует делать так, а не иначе. Для мальчиков в этом возрасте очень полезны занятия спортом, а для девочек — несложные дела по хозяйству. Хорошо говорить ребенку в этом возрасте такие фразы:


— Ты имеешь право подумать, прежде чем сказать «да» или «нет»

— Ты можешь учиться на своих ошибках

— Ты можешь найти свой собственный способ решения задачи

— Мы можем быть разными, но я все равно люблю тебя, и мне нравится расти вместе с тобой


1.12.13, 14:55 2013
У родителей нет выбора
Дети

У родителей нет выбора

У родителей нет выбора: они обязаны стать счастливыми и учить счастью своих детей. 

14.04.13, 19:40 2013
12 уроков любви, или Чему мы можем учиться у своих детей
Дети

12 уроков любви, или Чему мы можем учиться у своих детей

Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». 

14.04.13, 20:54 2013
Любовь и дети
Дети

Любовь и дети

«Любите своих детей» - какое избитое выражение... Очень размытое и очень четкое. Что значит «любить»? Дарить много игрушек, кормить четыре раза в день здоровой пищей, водить в лучшую школу или обнимать по восемь раз в день? Кто скажет, как правильно? Об этих правилах столько книг умных, читать - не перечитать!

6.06.13, 14:41 2013
Сложности и радости подросткового периода 11 – 18 лет
Дети

Сложности и радости подросткового периода 11 – 18 лет

Психологи называют их «резервуарами любви» или «витаминами любви». Первый витамин любви мы получаем от мамы, потом от папы, дальше – от всей семьи. С нами делятся своей сердечной теплотой дедушки и бабушки, дяди и тети, браться и сестры и друзья.

14.12.14, 21:20 2014
Искусство воспитания
Дети

Искусство воспитания

Расскажем вначале небольшую историю. Мать оставила в комнате пятилетнюю дочь и пошла на кухню, чтобы что-то там сделать. Дочка вполне мирно играла в своем углу. Через некоторое время мать из кухни слышит, как в комнате что-то падает и разбивается. С ужасом она понимает, что это разбилась ее любимая ваза, которая была ей особенно дорога. Она бежит в комнату и убеждается, что не ошиблась.

14.04.13, 20:24 2013
Ребенок и телевизор
Дети

Ребенок и телевизор

Без телевизора современную жизнь и не представишь. Есть семьи, в которых говорящий ящик включен целый день: есть и такие, где в каждой комнате, и даже на кухне – по экрану. Причем взрослые, исходя из «собственного опыта», уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение не только ошибочно, но и опасно. Как же телевизор влияет на ребенка?

14.06.13, 11:53 2013
Осторожно: трехлетка!
Дети

Осторожно: трехлетка!

Любой родитель трехлетнего ребенка замечает, что его любимое дитя за последнее время сильно изменилось. Теперь оно взяло в привычку настырно добиваться своего, а на слова старших не обращает никакого внимания.

31.07.13, 16:42 2013