ГлавнаяДетиУ родителей нет выбора
У родителей нет выбора
Дети

У родителей нет выбора

У родителей нет выбора: они обязаны стать счастливыми и учить счастью своих детей. 

Поводов для того, чтобы попытаться  привлечь внимание общества к состоянию современной семьи, более чем достаточно. Бить в колокола заставляет хотя бы все тот же демографический кризис  и возрастающее год от года количество неполных семей.

Между тем, преобладание смертности над рождаемостью - это вершина айсберга, естественное следствие утраты авторитета некогда священного института брака, который на Западе уже давно выродился в пародию. Вслед за охватившей Европу и Америку борьбой в защиту однополых браков, впору бы начать революционное движение и за право освящать любовные отношения кошек и собак, которые во многих семьях заняли место детей.

Стоит ли после этого удивляться, что в перенаселенном Китае, где еще не утрачено чувство общности, рода, в супругах всеми мыслимыми и немыслимыми средствами пытаются отбить желание обзавестись более чем одним ребенком, в то время как в России (или в Европе) молодая пара не спешит привести в мир даже одного малыша.



Кризис семьи является естественной реакцией на культивируемую в обществе потребления идею личного счастья. Если же говорить без прикрас, то эта маниакальная  идея является ничем иным, как оправданием самого заурядного эгоизма. Потребители чипсов, пива, кофе, шоколада, жвачек, кинофильмов, автомобилей и прочее, и прочее, если и сходятся под одной крышей, то исключительно для того, чтобы в воссоздаваемом ими денно и нощно технократическом раю потреблять еще и друг друга. Плачущий по ночам маленький человечек в этой ситуации – «третий лишний».

Но если даже кто-то, повинуясь голосу инстинкта (а может быть, и совести), решается на отчаянный шаг и собирается продлить свой род, то возникает новая проблема: как родить и воспитать здорового во всех отношениях ребенка? Как правильно с самого начала  выстроить с ним отношения, чтобы через полтора десятка лет не оказаться с родной кровинушкой врагами?

КРИЗИС СЕМЬИ ЯВЛЯЕТСЯ
ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕАКЦИЕЙ НА 
КУЛЬТИВИРУЕМУЮ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
ИДЕЮ ЛИЧНОСТНОГО СЧАСТЬЯ



Врач, семейный психотерапевт Марина Таргакова   как и многие другие психологи, помогая взрослым решать их внутренние проблемы, понимает, что часто причины сегодняшних проблем кроются глубоко в детстве, а порой тянутся еще с внутриутробного периода жизни человека. Сегодня она консультирует не только взрослых, но и работает с детскими группами. Среди прочитанных психологом в Москве и за рубежом различных семинаров, одним из самых востребованных является курс «Окна в мир ребенка». В журнале «108» Марина рассказала о том, как различные периоды жизни человека отражаются на его физическом и ментальном здоровье.





Детство, отрочество, юность

В каждом возрасте мы должны пройти те или иные уроки. Пройти их - значит не только понять, какие задачи ставит перед нами жизнь в те или иные периоды, но также извлечь из жизненных уроков пользу. Попытаться осмыслить свое прошлое и найти в нем нерешенные уроки и решить их  особенно важно для тех, кто собирается или уже стал родителем. Прежде чем воспитывать детей, мы сами должны исцелиться от некогда полученных душевных травм. Все мы хотим, чтобы наши дети стали счастливы, но научить их счастью могут только гармоничные, счастливые родители.

За свою жизнь человек проходит несколько стадий развития: внутриутробный период, период младенчества, детство, отрочество, юность, зрелость, мудрость. Все они очень и очень важны для развития, невозможно перепрыгнуть через какой-либо из этапов. И если в жизни человека были травматические периоды, то этот негативный опыт оставляет отпечаток на всю жизнь. При этом, чем раньше случилась травма, тем более сильный отпечаток она оставляет.

Одно из важнейших открытий психологии заключается в том, что в каждом взрослом до последнего дня его пребывания на этой земле живет ребенок. Насколько этот внутренний ребенок счастлив, настолько счастливы и мы. Но если он несчастен, испуган, то несчастны и испуганы также и мы.





Внутренний ребенок - это самая творческая часть внутри нас, которую мы несем с собой из далекого детства, когда мы еще не умели фальшивить, когда весь мир представлялся нам большим океаном возможностей, когда мы на все смотрели глазами любви, не зря говорится в Библии - стань как ребенок и узреешь Царствие Бога.

Однако, будучи родителем, мы очень редко спрашиваем у ребенка о том, что он чувствует в различных жизненных ситуациях, не мудрено, ведь и нас о том практически никогда не спрашивали. Мы не интересуемся, насколько глубоко на малыша влияет то или иное происшествие, в самом лучшем варианте мы стараемся успокоить ребенка, когда он что-то переживает, чтобы он перестал плакать, грустить, или злиться, обижаться, но достаточно серьезно к его страхам, переживаниям, опасениям  не относимся. Мы  сами определяем, что хорошо, а что плохо, не вдаваясь в подробности - взрослым виднее. Мы ориентируем ребенка в основном во внешний мир - что скажут соседи, как отреагируют учителя, насколько это приятно родителям, но порой совсем не интересуемся внутренними переживаниями его самого, как он видит ту или иную ситуацию, почему ваша дочь или сын поступили так, а не иначе, что его подталкивает к таким поступкам? 





Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности и для их осознания необходимо пойти вглубь переживаний, а это возможно  только в дружеской атмосфере, когда тебя принимают и понимают. Представьте себя самого в трудные жизненные ситуации, способны ли вы быть искренними под давлением, напором, охваченные чувством страха, ожиданием наказания? Конечно же, нет, это возможно только в атмосфере любви. Но путь вглубь себя очень важен для осознания, понимания  себя самого, для того, чтобы сделать правильные выводы, извлечь уроки из жизненных трудностей. А, кроме того, задать подобные вопросы и с сопереживанием выслушать ответы может только человек, который сам способен задавать себе глубинные вопросы и искать на них правильные ответы. Если же нет такого глубокого личностного контакта с самим собой, со своим ребенком, то год от года растет непонимание, конфликт отцов и детей. В результате подобного воспитания, когда внутренний мир ребенка никого не интересует, происходит расщепление личности и, вырастая, человек теряет цельность. Какую-то часть эмоций, мыслей он хотел бы скрыть от себя и окружающих, как неполноценные, ненужные, неправильные. Другие же переживания и мысли, наоборот, выставляет на показ, создавая некий психологический парадный фасад.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ,
МЫ САМИ ДОЛЖНЫ ИСЦЕЛИТЬСЯ 
ОТ НЕКОГДА ПОЛУЧЕННЫХ ДУШЕВНЫХ ТРАВМ



В этом кроется большая проблема, потому что человек в результате этого становится глубоко одиноким и несчастным, потому что не понимает и не принимает самого себя и страдает от неприятия себя другими. А кроме того, подобная личность не принимает других людей, строит отношения с людьми по типу «жертва-агрессор».




Чтобы исцелиться, то есть стать цельной, а не расщепленной на отдельные фрагменты личностью, человеку нужно войти в соприкосновение со своим глубинным внутренним миром, со всеми своими переживаниями, с неотработанными ситуациями, которые с детства, отрочества, юности мы несем в своем эмоциональном багаже, боясь даже притронуться к этому опыту. Отворачиваясь от части себя, мы становимся ментально больными, так как удерживаемый в подсознании не переваренный опыт никуда не девается, не ассимилируется, а остается болезненным участком нашего внутреннего «Я», который периодически вспыхивает в нас в виде неуправляемых эмоций, неосознанных действий, спонтанных, неразумных поступков. А ведь именно они и травмируют нашу жизнь, отравляют отношения с близкими. Очень важно заглянуть внутрь себя, понять, из чего мы состоим, и восстановить внутреннюю целостность. Поиск глубинных причин психологических проблем человека начался не из фрейдовского психоанализа, в развитых древних цивилизациях были знакомы с такой наукой, как атма-гьяна (наука о самопознании)

БУДУЧИ РОДИТЕЛЯМИ, МЫ ОЧЕНЬ РЕДКО
СПРАШИВАЕМ У РЕБЕНКА О ТОМ, ЧТО ОН
ЧУВСТВУЕТ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ



В сфере эмоций нет неисправимого

Прошлое, настоящее и будущее существуют всегда. Мелодия, например, может  перенести нас в прошлое, и мы реально вспомним пережитое, увидим и даже почувствуем запахи, связанные с этим. Если мы пережили травматические ситуации в младенчестве,  детстве, отрочестве и т.д., то можем мысленно обратиться в этот период, чтобы послать в прошлое положительную энергию и исцелиться. В сфере эмоций нет неисправимого.

Если мы осмысливаем, меняем отношение к прошлому, понимаем, прощаем, то изменяется огромный пласт нашей жизни. Если вчера какие-то глубоко скрытые в нас  эмоции и мысли были сдавлены страхом и приносили нам тяжелые переживания, то, осознавая и переживая их по-новому, мы даем своему прошлому энергию исцеления, при этом высвобождается большое количество энергии, которая уходила на контроль, подавление переживания, и человек при этом реально ощущает прилив жизненных сил, прилив бодрости, творческого вдохновения и любви.




Наш  жизненный опыт начинается, а правильнее будет сказать - продолжается уже с периода внутриутробной жизни. Многие будущие родители недооценивают важность  этого периода.

Ребенок по своему субъективному ощущению живет в утробе матери сто лет, хотя по нашему исчислению со дня зачатия до рождения проходит всего девять месяцев. Наше неправильное отношение к внутриутробному периоду заключается в непонимании того, что ребенок уже живет своей жизнью. От того, как проходит беременность, во многом зависит, как будет в дальнейшем жить человек, будет ли он здоров, будет ли он счастлив. Внутриутробные травмы - предостерегают психологи - самые тяжелые. Если в течение месяца мать решала, оставить плод или нет, родить или сделать аборт, то это самым негативным образом отражается на ребенке - для него это целых десять лет жизни. Десять лет решали, убить его или родить. Родившийся с такой программой человек будет испытывать эмоции страха, опасности, ненужности. У него могут возникнуть разные стратегии поведения, одна из них - нужно все время защищаться, прятаться. Желание убить ребенка в утробе может сформировать в его подсознании также и неуемное желание наслаждаться всеми доступными способами - бери от жизни все, ибо тебя могут убить в любой момент.

Поэтому так важно, чем живет будущая мама, что она читает, что изучает, на что сморит, что ест, что слушает - все это передается малышу. Если она нервничает, то ребенок будет напряженным, взвинченным. Это большая ответственность - быть беременной парой.





Все в этот период важно: витамины, которые нам дарит природа через овощи и фрукты, а главное - это витамины любви, которые мы получаем через общение. Будущим папам и мамам не нужно увлекаться  диагностикой УЗИ - излишнее любопытство, желание узнать пол ребенка, обходится маленькому человечку облучением.

Две стратегии жизни

Очень важен сам момент родов, который для ребенка является первым знакомством с этим миром. Наша медицина до сих пор рассматривает беременность как некую проблему. Как только женщина заявляет в поликлинике о том, что беременна, ее тут же начинают атаковать. «Вы встали на учет? Как вы решились забеременеть в столь позднем возрасте? Как вы собираетесь рожать, у вас очень плохие анализы?» Будущей маме с первого дня внушают чувства тревоги, страха и вины. Конечно, все это делается из лучших побуждений, для предотвращения всевозможных осложнений, однако  такой настрой для беременной, да еще и исходящей от врача, сам по себе и является проблемой. После того, как врачи нас напугали, они начинают успокаивать. Но это лишь усугубляет ситуацию, потому что, раз вас начинают утешать, то дела плохи. Страх воздействует таким образом, что мы становимся неспособными что-либо слышать и адекватно оценивать услышанное.

Страх -  это спазмы, напряжение, сжатие. Страх сковывает и парализует - это самое главное, самое пагубное его воздействие. При этом сковывает и парализует не только на уровне грубого физического тела, но и тонкого тела, то есть ума. И в этом проявляется самое  тяжелое, самое разрушительное воздействие страха на нашу психику.





Есть две стратеги жизни: путь страха и путь любви.
Страх рождает отчаяние, из любви приходит счастье. Наша основная задача избавиться от страха и прийти к любви. Поэтому мы должны перестать пугать ребенка и начать его вдохновлять. Но для этого нам нужно самим перестать бояться. Мы пугаем других, потому что боимся сами. В подсознательном страхе, который становится не замечаемым нами фоном всей нашей жизни, живут не только женщины, но и мужчины, скрывающие свои фобии  за невозмутимым каменным лицом героев.

К сожалению, энергия страха у большинства женщин сопровождает весь период  беременности и сами роды - перепуганная молодая мать в панике пересчитывает у ребенка ручки, ножки, пальчики, ушки. Перепуганная акушерка начинает его хлопать, чтобы он закричал. Ребенка встречает не любовь, а страх. Представьте мир, как он видится глазами маленького человечка, появляющегося на свет. У нас у всех есть этот ужасный опыт, редко кого встречали с улыбкой, с молитвой, радуясь нашему появлению на свет. Старшее поколение, которое родилось в СССР, знает, что малышей вообще уносили от матери, туго пеленали и клали столбиками в ряды. Считалось, что если туго пеленать ребенка, то ноги у него будут прямыми. Вот и выросло несколько поколений прямоногих, живущих в постоянном страхе и беспокойстве людей.

Такое отношение к новорожденным возникает из ложной уверенности, что ребенок, раз он не говорит, пока что как бы еще и не живет. Вот когда он заговорит, скажет «мама», «папа», тогда и заживет...

Источник: Журнал "108", №1 2007




14.04.13, 19:40 2013
Осторожно: трехлетка!
Дети

Осторожно: трехлетка!

Любой родитель трехлетнего ребенка замечает, что его любимое дитя за последнее время сильно изменилось. Теперь оно взяло в привычку настырно добиваться своего, а на слова старших не обращает никакого внимания.

31.07.13, 16:42 2013
Любовь и дети
Дети

Любовь и дети

«Любите своих детей» - какое избитое выражение... Очень размытое и очень четкое. Что значит «любить»? Дарить много игрушек, кормить четыре раза в день здоровой пищей, водить в лучшую школу или обнимать по восемь раз в день? Кто скажет, как правильно? Об этих правилах столько книг умных, читать - не перечитать!

6.06.13, 14:41 2013
Здравствуй, школа. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Дети

Здравствуй, школа. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Настало серьезное время для вашего ребенка. Не в этом году, так в следующем он пойдет в школу. Многие дети с нетерпением ждут этого момента: причиной тому любопытство и желание общаться со сверстниками.

1.12.13, 14:55 2013
Искусство воспитания
Дети

Искусство воспитания

Расскажем вначале небольшую историю. Мать оставила в комнате пятилетнюю дочь и пошла на кухню, чтобы что-то там сделать. Дочка вполне мирно играла в своем углу. Через некоторое время мать из кухни слышит, как в комнате что-то падает и разбивается. С ужасом она понимает, что это разбилась ее любимая ваза, которая была ей особенно дорога. Она бежит в комнату и убеждается, что не ошиблась.

14.04.13, 20:24 2013
Сложности и радости подросткового периода 11 – 18 лет
Дети

Сложности и радости подросткового периода 11 – 18 лет

Психологи называют их «резервуарами любви» или «витаминами любви». Первый витамин любви мы получаем от мамы, потом от папы, дальше – от всей семьи. С нами делятся своей сердечной теплотой дедушки и бабушки, дяди и тети, браться и сестры и друзья.

14.12.14, 21:20 2014
12 уроков любви, или Чему мы можем учиться у своих детей
Дети

12 уроков любви, или Чему мы можем учиться у своих детей

Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». 

14.04.13, 20:54 2013
Ребенок и телевизор
Дети

Ребенок и телевизор

Без телевизора современную жизнь и не представишь. Есть семьи, в которых говорящий ящик включен целый день: есть и такие, где в каждой комнате, и даже на кухне – по экрану. Причем взрослые, исходя из «собственного опыта», уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение не только ошибочно, но и опасно. Как же телевизор влияет на ребенка?

14.06.13, 11:53 2013