ГлавнаяОтношенияУважать, чтобы жить: Как и зачем учиться уважать себя и других?
Уважать, чтобы жить: Как и зачем учиться уважать себя и других?
Отношения

Уважать, чтобы жить: Как и зачем учиться уважать себя и других?

Еще не так давно в нашей культуре к родителям обращались исключительно на «вы», за честь женщин сражались на дуэлях, природу величали матерью, а корову - кормилицей. Но сегодня, в эпоху, которую мы гордо называем веком «прогресса», подобные вещи приобрели статус наивных сентиментов. Действительно ли традиции уважения, которым люди следовали тысячелетиями, - это пережитки прошлого и в наши дни они не актуальны, или же вместе с ними мы все-таки потеряли что-то очень важное?


ЗАЧЕМ КОГО-ТО УВАЖАТЬ?

Сегодня, когда жизнь миллионов людей на всей планете протекает под слоганом «Твоя жизнь – твои правила», об уважении нам напоминают нечасто. Преуспели по этой части, конечно же, супермаркеты, где вас всегда рады видеть и готовы учесть не только ваш бюджет, но и ваших детей, а иногда и ваши благородные порывы позаботиться об окружающей среде.

И действительно, в Ведах говорится, что уважение – это принятие во внимание интересов других живых существ. Если вы хотите с кем-то мирно сосуществовать, а уж тем более что-то от него получить, вы должны считаться с желаниями человека, иначе конфликт неизбежен. И этот принцип мы, в общем-то, научились соблюдать. Каждый из нас осознает, что он не герой фильма «Я – легенда», где в результате глобальной катастрофы вымерло всё живое, и что вести себя как попало – это, как минимум, неэффективно.



УВАЖЕНИЕ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЕ,
НО И, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЧУВСТВО
ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ,
ОСНОВОЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ
СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ ЦЕННОСТЬ
В ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ




Однако такой взгляд на уважение – самый поверхностный. Да, внешние проявления, безусловно, важны: бабушки по-прежнему нуждаются в том, чтобы их переводили через дорогу, родителям, как и раньше, необходимо внимание, а место мусора в урнах, а не на газонах. Но все эти действия еще не есть уважение в его полном смысле. Это, скорее, правила, удерживающие нас от хаоса. И если бы только набор внешних действий мог помочь нам строить отношения, приносящие радость, то счастливых людей было бы намного больше.

Веды говорят, что уважение – это не только действие, но, в первую очередь, чувство или эмоциональное состояние, основой которого является способность видеть ценность в другом человеке и в окружающем мире.


Что происходит, когда мы перестаем видеть ценность в окружающем нас мире? Люди – не роботы, а потому каждый человек легко почувствует нашу неискренность и фальшь в показном уважении, а мы сами не сможем «играть в уважение» слишком долго, и уже очень скоро, хотим мы этого или нет, начнем относиться потребительски к тому, с кем пытаемся строить отношения.

Если я перестаю видеть ценность в природе и ее ресурсах, я буду сбрасывать в океан тонны мусора и покупать больше, чем могу съесть, запросто отправляя вещи и продукты в мусорную корзину. Если я перестаю видеть ценность в животных, я буду делать из них колбасу и шубы. Если я перестаю видеть ценность в отношениях, я буду менять «любовь» на новую каждый раз, когда мне снова захочется «бабочек в животе».



ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ТО
НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТДАТЬ
ПРОЦЕССУ ВСЁ СВОЕ СОЗНАНИЕ




И мы можем сколько угодно говорить о том, что нам всё равно и что живем мы один раз, но ровно до того момента, пока «потреблять» не начнут нас. Вот здесь и приходит понимание, что на самом деле мы хотим не просто как-нибудь мирно сосуществовать. Мы хотим, чтобы к нам и нашим желаниям и чувствам относились с уважением. Мы хотим испытывать счастье! И не только то, которое приходит от хорошей зарплаты или нового телефона, но и то, которое мы получаем во взаимоотношениях с другими людьми. Даже если у нас всё есть, но нам не с кем поделиться эмоциями, наша жизнь становится мучительной. Эту потребность быть с кем-то, жить для кого-то, любить и быть любимым у живого существа не может отнять никакой научный прогресс, ибо это желание, которое на санскрите называется ананда, является неотъемлемым свойством души.


И здесь круг замыкается. В погоне за временными безделушками мы утратили глубинную культуру уважения, разучились ценить друг друга и строить глубокие отношения. Но именно без них мы по определению не можем быть счастливы по-настоящему. Отделенность – это бич современного общества. Мы называем это независимостью, но на самом деле это не что иное, как одиночество. И именно принцип уважения – это то, где заканчивается одиночество и начинается настоящая жизнь, наполненная настоящими отношениями. Это точка, в которой меняется судьба человека.



90% ТОГО, КТО Я, ЗАВИСИТ ОТ ТОГО,
С КЕМ Я ОБЩАЮСЬ




В Ману-самхите (2.121) говорится: «У имеющего обыкновение приветствовать и всегда почитающего старших, возрастает четыре вещи: долголетие, мудрость, слава и сила». Другими словами, глубокое чувство уважения может изменить даже карму человека! Но для этого, как объясняют Веды, недостаточно внешних действий. Нам необходимо изменить свое мировосприятие.


СИЛА УВАЖЕНИЯ: ИСТОРИЯ О МАРКАНДЕЕ-РИШИ

Когда Маркандея-риши родился, его отец увидел в гороскопе, что жить мальчику всего 16 лет. И, как только ребенок стал немного подрастать, отец научил его одной вещи: каждый раз, когда он будет видеть кого-то старшего, он должен кланяться ему. Это естественно, что, когда человек так выражает свое почтение, в ответ хочется для него что-то сделать. Поэтому, когда Маркандея-риши кланялся старшим, они поднимали правую руку в благословляющей мудре и говорили: «Аюшман бхава», что переводится как «Долгой жизни тебе». Так он собирал благословения, а когда настало время, и за ним пришел бог смерти Ямарадж, он понял, что не может забрать мальчика – слишком много благословений. Карма – это не фатальная вещь, ее можно менять, и Маркандее-риши это удалось. И тогда Ямарадж, чтобы разобраться в вопросе, вместе с мальчиком отправился к Брахме. Но когда мальчик увидел Брахму, он по привычке упал к нему в ноги. Брахма поднял руку и произнес: «Живи долго, сынок». И тогда Ямарадж сказал: «Всё понятно. Пускай живет».


КАК ЖЕ УВИДЕТЬ ЦЕННОСТЬ В ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ?

Наше неумение видеть ценность в других людях берет начало в неспособности увидеть ценность в самом себе, ведь внешний успех и даже смелость в поведении еще не означают, что человек обладает высокой самооценкой. Если самооценка человека разрушена (а в большинстве случаев мы имеем дело именно с этим), он не сможет увидеть ничего ценного в других людях: всё плохо и все плохие – верный признак этой болезни, которая неизбежно приводит к одиночеству, от которого не спасет тысяча друзей на Фейсбуке.

Но есть и другая крайность. Когда человек начинает ценить себя слишком сильно, он видит ценность в других людях, но это порождает в нем чувство зависти и соперничества. А если я завидую, мне очень сложно выстраивать хорошие отношения, ведь они постоянно будут причинять мне боль.

Как решить эту проблему и найти баланс? Как можно уважать и ценить себя, но при этом видеть ценность в других и не испытывать по этому поводу негативных эмоций? На этот вопрос нам поможет ответить Бхагавад-гита (18.20-22), которая описывает, что восприятие себя может быть в трех гунах (качествах) материальной природы: в невежестве, страсти и благости.



ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ С КЕМ-ТО,
ЖИТЬ ДЛЯ КОГО-ТО, ЛЮБИТЬ
И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ У ЖИВОГО
СУЩЕСТВА НЕ МОЖЕТ ОТНЯТЬ
НИКАКОЙ НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС




В невежестве человек считает себя единственным и неповторимым… и вообще единственным - всё остальное просто не существует. Он совершенно не замечает, что вокруг есть другие люди с другими желаниями и потребностями, его это не волнует. У такого человека уважительное отношение к себе проявляется в том, что он себе ни в чем не отказывает и просто делает всё, что ему хочется. Он не видит людей, он видит соперников. Такой человек предпочитает проводить время перед компьютером или в телефоне, а к людям выходит, когда становится скучно. Но поскольку люди причиняют ему только боль, постоянно задевая его неповторимое эго, он снова спешит к компьютеру. Таким людям очень сложно строить отношения, так как они очень сосредоточены на своих интересах.


В гуне страсти человек уже начинает замечать живых. Это означает, что он принимает в расчет, что здесь есть кто-то помимо меня, кто тоже живет, чувствует и желает, и их интересы надо учитывать. Он уже считает себя частью коллектива, где он, конечно же, «особая» часть, необычная. Такой человек начинает видеть, что есть «наши» – те, кто помогает ему чувствовать и проявлять свою индивидуальность, и «не наши» – те, кто не делает для него ничего хорошего. Отношения у такого человека получается строить только с «нашими», потому что он видит в них продолжение себя и своих убеждений, и этим они для него ценны. По крайней мере, до тех пор, пока они «наши».



ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ – ЭТО ТО,

ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ОДИНОЧЕСТВО

И НАЧИНАЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ,

НАПОЛНЕННАЯ НАСТОЯЩИМИ ОТНОШЕНИЯМИ




Человек в гуне благости видит единую природу живых существ. Для такого человека, куда бы он ни посмотрел, везде «наши». Везде, где есть жизнь, - это «наши». Такой человек видит ценность во всех живых существах и ведет себя уважительно по отношению ко всем.

И для того, чтобы начать путь к глубоким изменениям, необходимо понять, на каком уровне я нахожусь, какие тенденции чаще всего проявляются в моем отношении к окружающим? И в тот момент, когда я смогу посмотреть в глаза реальности и честно признаться себе в том, что я не совершенен и мне есть над чем работать, я смогу искренне захотеть изменить свой взгляд на мир и научиться по-настоящему ценить и уважать не только окружающих, но и мир в целом.



ПРАКТИКА: КАК ИЗМЕНИТЬ СВОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ?

Допустим, я понял, что мне хотелось бы научиться уважать людей и мир по-настоящему. Как быть на практике? Какие действия я могу начать совершать прямо сейчас, чтобы мое мировосприятие действительно начало меняться?

Быть осознанным. Необходимо осознанно стремиться к тому идеалу, которого мы хотим достичь. Нужно понимать, куда мы хотим прийти, какими мы хотим стать, на кого хотим быть похожи. Желательно хотя бы раз в неделю думать об этом и пытаться понять, что я для этого буду делать. Чтобы научиться чему-то, нужно обязательно отдать процессу всё свое сознание.

Общение. 90% того, кто я, зависит от того, с кем я общаюсь. Мы должны общаться с людьми, у которых это мировоззрение уже развито, кто уже находится в другом сознании. Это и даст нам силы меняться.

Обращение к Богу. Наши усилия всегда ограничены. Иногда, когда я вижу идеал, к которому я хочу стремиться, и то, где я нахожусь, кажется, что это расстояние невозможно преодолеть. Но если человек обращается за помощью к Богу, к нему приходят дополнительные силы, и то, что казалось невероятным, становится реальностью.

Практика. Можно все прекрасно понимать и быть вдохновленным, но если мы реально не практикуем то, о чем мы думаем и говорим, мы ничего не достигнем. Под практикой понимаются любые усилия в направлении цели. Если ты не можешь бежать - иди. Не можешь идти – ползи. Не можешь ползти – хотя бы лежи в направлении цели. Усилия очень важны, так как это показывает и нам, и Богу, что нам это действительно нужно.


27.07.15, 21:26 2015
Отношения с родителями
Отношения

Отношения с родителями

Родители были теми людьми, которые во многом повлияли на наш характер и, может быть, в силу своей недостаточной компетентности стали причиной формирования у нас различных психологических проблем. Как нам правильно относится к нашим родителям? Можем ли мы осуждать их за допущенные ошибки? 

6.05.13, 21:10 2013
Система разрешения семейных конфликтов
Отношения

Система разрешения семейных конфликтов

Разрешение семейных конфликтов начинается с процесса воспитания. Сейчас, в основном, детей воспитывают в постнатальном периоде, но во многих культурах этот процесс начинается намного раньше.

14.06.13, 13:28 2013
Спутник жизни
Отношения

Спутник жизни

Мы привыкли называть своего партнёра спутником жизни. Но в самом этом выражении кроется подсознательное желание главенствовать, что и делает нас несчастными, а зачастую просто разрушает наши семейные отношения.

16.06.15, 18:07 2015
Александр Хакимов: «Карма – это не высший закон. Высший закон – свобода выбора и знание»
Отношения

Александр Хакимов: «Карма – это не высший закон. Высший закон – свобода выбора и знание»

Люди встречаются, влюбляются, женятся… И во всем этом даже есть момент, когда всё хочется отдать, на любые подвиги пойти, лишь бы вторая половина была счастлива. Но коль такие высокие стремления рождаются в нас на заре отношений, почему же корабль семейного счастья неминуемо теряет высоту, а часто даже с грохотом падает на землю со своей орбиты?

17.11.13, 17:41 2013
Рука, качающая колыбель, правит миром
Отношения

Рука, качающая колыбель, правит миром

Сегодня мы затронем обширную тему: стри дхарму,  природу женщины. Санскритское слово «стри» означает «женщина». Дхарма - это многозначное слово: путь религии, благочестие, верность, обязанность, обязательство, долг и многое другое. «Стри дхарма» – это естественный путь женщины.

14.04.13, 22:52 2013
Внимание. На маршруте работает контролер
Отношения

Внимание. На маршруте работает контролер

Мы будем говорить о счастье, которое происходит из добрых отношений — в первую очередь, в семье. 

1.05.13, 14:57 2013
Алла и Константин Закревские: «Все отношения – это следствие нашего внутреннего мировоззрения»
Отношения

Алла и Константин Закревские: «Все отношения – это следствие нашего внутреннего мировоззрения»

Жизнь человека буквально соткана из отношений. Родители, «вторые половинки», коллеги, друзья, дети, соседи – отношения являются тем содержанием, без которого любые наши, даже самые великие достижения теряют всякий смысл. Но если эта сфера столь важна, то почему чаще всего мы пускаем ее на самотек и общаемся «как попало»?

7.05.15, 20:56 2015