|
ГлавнаяВегетарианствоМихаил Труфанов: «Желание кого-то накормить имеет природу изобилия»
ВегетарианствоМихаил Труфанов: «Желание кого-то накормить имеет природу изобилия»С развитием ресторанной индустрии современные города практически забыли о том, что такое семейные завтраки, обеды и ужины. Вечным спутником редких домашних вечеринок стала «доставка на дом», а торжества все чаще перемещаются туда, где многочасовая готовка не будет омрачать праздник его хозяевам. Между тем, в ведической культуре пище и ее приготовлению отводится особое место, ведь это чуть ли не самый мощный способ обмена эмоциями между людьми.Пища – это не только и не столько сочетание микроэлементов, необходимых для поддержания жизни в теле. Любое блюдо – это, прежде всего, умонастроение того, кто его готовил. В этом смысле известная фраза «мы есть то, что мы едим» звучит как нельзя более актуально – вместе с пищей мы «употребляем» то психическое состояние, которое было у повара в момент ее приготовления. Все серьезно. Пища оказывает огромное влияние на наше сознание, может запросто возвысить его или, наоборот, притупить, а потому каждый аспект ведической кулинарии пронизан особым смыслом. Начиная от настроения повара и заканчивая моментом подачи, здесь все подчиняется одной цели – выразить свою любовь к тем, кого мы собираемся накормить. К сожалению, нежелание «заморачиваться» с готовкой говорит только об одном – мы разучились по-настоящему любить, ведь, по словам героя нашего интервью, одного из основателей кулинарного проекта «Амриталока» Михаила Труфанова, «желание кого-то накормить имеет природу изобилия». Будучи, как и вы сейчас, весьма озадаченными этим фактом, на одном из мастер-классов мы обратились к нему за разъяснениями. ОБ: Михаил, сегодня вы радостно делитесь с людьми знаниями о ведической культуре, а вы сами когда впервые с ней столкнулись и почему она вас так привлекла? МТ: С ведической философией я познакомился весной 2005 года, и больше всего в ней меня привлекло то, что Веды дают очень стройную и ясную картину мира с понятной и конкретной целью. Очень вдохновляющей и достойной целью. Именно эта цель меня и привлекла. Тогда же, находясь под этим впечатлением, я решил отказаться от мяса, что естественным образом заставило меня задуматься о том, что же я теперь буду есть. Благо, мои друзья раньше меня познакомились с Ведами и посоветовали купить книгу «Ведическое кулинарное искусство» . Это была как раз первая книга (из серии книг о ведической культуре), которую я купил и начал изучать. Так я одновременно познакомился и с ведической культурой, и с ведической кулинарией, что меня, можно сказать, спасло от голодной смерти. (Смеется.) До этого я вообще никогда не готовил! КОГДА МЫ ПРИГЛАШАЕМ ЧЕЛОВЕКА ДОМОЙ ОБ: А при каких обстоятельствах вы познакомились с философией Вед? Вы искали ответы на какие-то вопросы? МТ: Я думаю, что каждый человек, который встает на духовный путь, сталкивается с определенными жизненными проблемами, в результате которых у него и появляются вопросы. Я вдруг обнаружил, что моя сложившаяся картина мира не соответствует реальности. Мои представления о мире явно были иллюзорны, потому что «карта», по которой я шел, постоянно заставляла меня падать в «ямы» и приводила к проблемам. Это заставило меня задуматься о том, что, возможно, я что-то делаю не так. Я ВДРУГ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО МОЯ СЛОЖИВШАЯСЯ К счастью мне хватило разума не обозлиться на окружающий мир, а прийти к выводу, что нужно что-то изменить в себе самом. И как только у меня появился этот запрос, произошло знакомство с ведической культурой. ОБ: Каким был ваш путь от попыток не умереть голодной смертью до проекта «Амриталока»? Как появилась идея проводить курсы по ведической кулинарии? МТ: Я начал осваивать ведическую кулинарию с приготовления риса. Честно, я пытался научиться готовить его целую неделю! (Смеется.) Но постепенно я освоился в этом процессе. Позже, когда я стал учиться в ведическом ашраме, я обрел кулинарные навыки, которыми обладаю сейчас, так как ко мне, помимо опыта, пришло понимание важности прасада* (особой ведической пищи) в духовном развитии человека. И это понимание вдохновило меня на организацию кулинарных курсов, потому что часто мы недооцениваем роль питания в нашем духовном развитии. ЧАСТО МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ РОЛЬ ОБ: Мы живем в таком мире, где получить что-то бесплатно кажется очень странным. При этом вы проводите мастер-классы за пожертвование. Каковы же тогда цели проекта «Амриталока»? МТ: Сам факт, что мы платим за знание, еще не гарантирует того, что это знание будет усвоено. В ведических писаниях сказано, что для усвоения знания необходимо выполнение трех условий: 1) должна быть благодарность учителю, 2) должно быть уважение к процессу обучения 3) уважение к самому знанию, которое мы получаем. То есть, чтобы усвоить знание, ученик должен обладать такими качествами, как благодарность, уважение и почтение. САМ ФАКТ, ЧТО МЫ ПЛАТИМ ЗА ЗНАНИЕ, Формат пожертвования подразумевает, что мы выражаем свою личную благодарность людям, которые дают нам знания. Тем самым у участников курсов культивируются перечисленные выше качества. Это ведический принцип. В ведические времена знание не продавалось, за знание благодарили. Что касается идеи проекта «Амриталока» - мы хотим, чтобы люди учились основам приготовления пищи в правильном настроении, по ведическим стандартам. Не просто знакомились с теорией, а обретали вдохновение и развеивали свои сомнения в том, что ведическая кухня – это на каждый день. Люди вдохновляются, когда своими глазами видят, что готовить не сложно, быстро, а главное – радостно. Мы хотим, чтобы люди получали положительные эмоции от приготовления пищи. И эти положительные эмоции становятся вдохновением, чтобы повторить увиденное на курсах уже у себя дома. МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОЛУЧАЛИ Наша основная идея заключалась в том, чтобы показать, что готовить вкусно и разнообразно можно достаточно быстро. Мы наглядно демонстрируем практичность приготовления пищи в домашних условиях. Если мы за два часа можем почти в «походных условиях» накормить тридцать человек, то любой участник сможет легко повторить это дома. Можно сказать, что проект был создан, чтобы помочь людям укрепиться на пути той духовной практики, которой они следуют или хотят следовать. Еще одна наша задача: показать, что вегетарианство – это очень интересно, разнообразно и вкусно, а не «салат из одуванчиков». (Улыбается.) ОБ: Сейчас люди вообще перестают готовить дома, а компании все чаще собираются не на кухне, а в ресторанах. Как вы думаете, куда пропало желание кого-то вкусно накормить? МТ: Желание кого-то накормить имеет природу изобилия. Если у человека есть много чего-то хорошего, ему хочется этим поделиться. Желая накормить других, человек таким образом проявляет свою любовь к ним. Та тенденция, о которой вы говорите, - следствие материалистического образа жизни людей, который все больше утверждается в обществе. Люди, замыкаясь в себе и своих интересах, теряют потребность в такого рода общении. Человек – существо социальное, он получает большое счастье от взаимоотношений, а люди, выбирая такой образ жизни, лишают себя определенного источника счастья и вдохновения. ЖЕЛАНИЕ КОГО-ТО НАКОРМИТЬ ИМЕЕТ ОБ: На занятии вы говорили, что в ведической традиции пища – это не просто еда… Когда мы собираемся в ресторанах и что-то там едим, сказывается ли это как-нибудь на отношениях? МТ: В Ведах сказано, что одним из важнейших элементов взаимоотношений, проявления любви между людьми является кормление кого-то прасадом и когда мы от кого-то принимаем прасад. Когда мы приглашаем человека домой и кормим его тем, что мы сами приготовили с любовью, особенно если это пища, приготовленная с соблюдением ведических принципов чистоты, мы делимся с ним своей любовью, так как она лучше всего передается именно через пищу. Это выражение нашего внимания к человеку и уважения к нему. На самом деле, такая практика отношений между людьми есть во всех культурных традициях. Пища, которую подают в ресторанах, даже если она очень вкусно и профессионально приготовлена, несет отпечаток сознания человека, который готовил ее не из любви, а ради денег. Я сам уже девять лет не ем ничего, что приготовлено не мной или не людьми, которым я доверяю. И когда приходится все-таки что-то съесть «на стороне», я очень четко чувствую разницу и влияние такой пищи на настроение и сознание. ПИЩА, КОТОРУЮ ПОДАЮТ В РЕСТОРАНАХ, Между пищей, которая приготовлена с любовью, и пищей приготовленной в режиме «конвейера», есть большая разница, ведь задача пищи - принести удовлетворение уму, а не только удовлетворить физиологические потребности тела. ОБ: Большинство людей считает, что пища – это просто набор химических элементов, необходимых организму для поддержания жизни. Как именно еда приносит удовлетворение уму? МТ: Веды объясняют, что человек обладает пятью чувствами: зрение, обоняние, осязание, слух и вкусовое восприятие. Каждое чувство питается определенным видом пищи, то есть пищей для нас является не только еда. Например, для слуха пищей являются звуки, для вкуса – вкусовые ощущения и так далее. Все эти пять чувств связаны с умом на тонком плане, а ум называют «шестым чувством». Он выступает как центр деятельности всех чувств. Это означает, что то, с чем мы соприкасаемся, в конечном итоге поступает в ум. А ум различает - нравится или нет. И если уму что-то не нравится, он начинает бунтовать. В этом причина стрессов. УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ И СПОКОЙНЫЙ УМ – Человек постоянно находится в агрессивной среде – среди агрессивных звуков, неприятных запахов, негармоничных форм, некачественной еды и так далее. В результате этого стресс постоянно накапливается. Но когда мы едим пищу, приготовленную по ведическим стандартам, она способна принести удовлетворение всем пяти чувствам, и, в конечном счете, уму. Потому что у такой пищи есть приятный вкус, привлекательная форма, разнообразная консистенция и даже звук – тонкий элемент, определенные вибрации. А удовлетворенный и спокойный ум – насущная потребность не только для человека, который занимается духовной практикой, но и для всех, кто вынужден постоянно принимать решения. ОБ: Что за «ведические принципы приготовления пищи», о которых вы говорите? МТ: Первый принцип ведической кулинарии заключается в определенных стандартах чистоты, которым следует повар, а также помещение, в котором готовят, и, конечно, продукты. Пища должна быть чистой, в гуне благости, вегетарианской. Повар должен следить не только за чистотой тела и рук, но также мыслей и мотивов. Считается, что только пища, приготовленная таким человеком, приносит радость, удовлетворение и является здоровой. ПОВАР ДОЛЖЕН СЛЕДИТЬ НЕ ТОЛЬКО Ведическая кухня подразумевает акт освящения пищи как итог ее приготовления. Пища, освященная на алтаре, обладает особыми свойствами и называется прасадом. Такая пища освобождается от кармы, а именно от греха убийства. Даже несмотря на то, что последователи ведической традиции – строгие вегетарианцы, принятие растительных продуктов в пищу тоже сопряжено с убийством, по поводу чего есть много шуток, которые так любят люди, не придерживающиеся вегетарианской диеты. Но человеку необходимо чем-то питаться, и Веды предписывают нам питаться растительной пищей. Актом нашей благодарности Верховному Господу является наше предложение пищи Ему, перед тем как есть самому. ДЛЯ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ СЕРЬЕЗНО Мы берем то, что у нас есть, и предлагаем Ему с любовью, показывая, что мы учитываем Его в своей жизни, понимаем, что все, что у нас есть, мы имеем по Его милости. Он как источник всего сущего дает нам ресурсы, которыми мы оперируем в жизни. И подобно тому как ребенок, желая порадовать родителей, берет что-то принадлежащее им и с любовью дарит им же, мы берем те продукты, которые дал нам Бог, готовим из них, и предлагаем Ему, прежде чем воспользоваться самим. Таким образом мы признаем факт своей зависимости от Него и благодарим Его за то, что Он дает нам все необходимое, чтобы мы могли поддерживать жизнь и здоровье. ОБ: Вегетарианство сейчас стало модным явлением, люди начинают следовать ему по разным причинам, например, зверюшек жалко... А что значит отказ от мяса с точки зрения духовного развития? МТ: Для тех людей, которые хотят серьезно развиваться на духовном пути, отказ от мяса становится стартовой площадкой, необходимым условием для начала. Когда мы говорим о духовном развитии, мы должны понимать, что духовный рост личности связан с избавлением от эгоизма – смещением центра своих интересов с себя на кого-то другого, на интересы Бога. Человек, который развивается духовно, должен становиться все более широкомыслящим, чутким к окружающим живым существам, внимательным к их нуждам, к их страданиям. Такой человек не может продолжать употреблять в пищу мясо, понимая, что это напрямую связано со страданием живых существ. Все живые существа – дети Бога. И если человек, встав на духовный путь, пытается Ему служить и при этом не учитывает в своей жизнедеятельности интересы других живых существ, то это называется лицемерием. Перестать так грубо и эгоистично закрывать глаза на чужую боль – есть самое начало духовной жизни. ОБ: Если говорить о ведической кухне, то имеет ли она какие-то границы: территориальные, национальные, исторические? МТ: Обычно под этим подразумевается индийская кухня, и в какой-то степени это так, потому что колыбель ведической культуры – Индия. Но ведическая культура, что в переводе буквально означает «основанная на знании», когда-то была распространена по всей планете. Она не относится к какой-то конкретной стране. Другими словами, даже борщ можно приготовить по-ведически, то есть, применяя основные принципы – стандарты чистоты и акт освящения. ОБ: Что означает название проекта «Амриталока»? МТ: Амриталока – это планета нектара, и не просто нектара, а нектара бессмертия, который пьют полубоги. Этот нектар делает ум острым, освежает чувства и вдохновляет человека на подвиги. (Задумчиво улыбается.) ****************** О кулинарных курсах проекта «Амриталока» можно узнать в группах: Вконтакте ****************** *Прасад – пища, приготовленная по описанным в Ведах стандартам чистоты и предложенная на алтаре Богу ФОТО: Наталья Черкасова 14.10.14, 19:50 2014
Вегетарианство10 вечных вопросов о вегетарианствеПожалуй, трудно найти более благодатную для споров тему, чем рассуждения о вреде или пользе вегетарианства и мясоедения. 21.04.13, 10:42 2013
|