ГлавнаяРецензииСтены большого города
Стены большого города
Рецензии

Стены большого города

Вслед за своим знаменитым братом Джеймсом Тьере в Москву приехала Аурелия Тьере, внучка Чарли Чаплина. Она привезла на Чеховский фестиваль спектакль «Шепот стен», поставленный ее матерью Викторией Тьере-Чаплин. Билеты на спектакли потомков великого Артиста были проданы еще полгода назад, что заставляет задуматься над природой успеха незамысловатого по содержанию и яркого по форме театра, граничащего с цирком. 


Семья Чаплиных, снискавшая известность благодаря более чем столетнему служению искусству театра, цирка и кино, – лучшее подтверждение благотворности и силы семейной преемственности. Не только дети и внуки Чарли Чаплина имели возможность с детства приобщаться к сцене или арене. Он сам, родившись в семье артистов мюзик-холла, в пять лет впервые вышел на сцену, а в двадцать пять благодаря зарождающемуся кинематографу, который легко преодолевал все границы, начал свой путь к мировой славе. Созданный им образ Маленького Бродяги живет уже сто лет, преображаясь в самых разных персонажей, которых играют дети и внуки великого Артиста.  



КАК И ИХ ДЕДУШКА, ДЖЕЙМС ТЬЕРЕ

И ВИКТОРИЯ ТЬЕРЕ БОЛЕЕ ДОВЕРЯЮТ

ПЛАСТИКЕ И МУЗЫКЕ, НЕЖЕЛИ СЛОВУ


В «Шепоте стен» Аурелия Тьере и шестеро ее партнеров, среди которых выделяются Джейм Мартинес и Антонен Морель, продолжают рассказ о сложных отношениях человека с миром людей и вещей, начатый знаменитым комиком великого немого. Как и их дедушка, Джеймс Тьере и Виктория Тьере более доверяют пластике и музыке, нежели слову. Несколько оброненных в «Шепоте стен» фраз на французском языке даже не переводятся и воспринимаются как маленький фрагмент насыщенной самыми различными мелодиями музыкальной партитуры спектакля. О чем же в нем шепчут стены на протяжении почти полутора часов сценического действа? Их, оживших стен послание можно не только услышать в звуках непрерывного музыкального сопровождения. Оно закодировано и в неведающей усталости пластике Аурелии, в ее удивительной способности входить в живой, творческий контакт со всем, что ее окружает. 





Воздушная героиня Тьере то появляется где то под колосниками (сначала в окнах выезжающих на сцену бутафорских домов, потом на тросе, с которого артистично, в несколько приемов опускается на сцену). То она тонет в тряпичных волнах или залазит в маленькую  картонную коробку, чтобы через мгновение выскочить из другой. Прячась под разными масками и причудливыми нарядами, девушка все время ускользает от преследования одного мужчины и в полном самозабвении танцует с другим. Счастье, испытываемое ею от танца, столь велико, что гравитация теряет над ней свою силу, и она начинает парить в воздухе. В другой момент страсть заставляет кружащихся в вальсе партнеров упасть на планшет авансцены и, перекатываясь по ней, лежа продолжать танец, который может остановить разве что смерть. Но кажется, что и она, как и земное притяжение, и другие причинно-следственные связи этого мира, утратила над героиней свою силу. 



ИСКУССТВО ЖИЗНИ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

НИ В ЧЕМ ИНОМ, КАК В СПОСОБНОСТИ

СОСУЩЕСТВОВАТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ

С МИРОМ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ В НЕМ

ПРЕОБЛАДАЛА РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА,

СИНЕРГИИ, А НЕ БОЛЬ ЭГОИЗМА


Весь калейдоскоп цирковых трюков и фокусов, которые Аурелия Тьере проделывает вместе со своими партнерами, объединен, прежде всего, музыкой. Те же из зрителей, которые не довольствуются отдельными, пусть и впечатляющими цирковыми номерами и хотят обнаружить за ними какой-то сюжет и смысл, могут увидеть в «Шепоте стен»  историю девушки, которая ищет себя среди людей и стен большого города. Постоянно меняя лики и место в пространстве, ускользая от преследующих ее странных типов, которых можно воспринять как проявления ее внутренних страхов, героиня мучительно пытается обнаружить свое подлинное лицо. Наконец, воспарив в танце, она достигает состояния свободы и счастья, к которому мы все так стремимся.  





Многие иллюзионисты показывают замечательные фокусы, но далеко не все из них заставляют задуматься над природой их искусства и нашего интереса к нему. На спектаклях потомков великого Чаплина, как, собственно, и на его фильмах, невольно начинаешь размышлять о наших отношениях со всем в этом мире сущим. Притом, в понятие «сущее» в творчестве брата и сестры Тьере, как и их дедушки, входят даже неодушевленные предметы. Оказывается, все в этом мире, даже вещи, живут своей жизнью, имеют свою биографию, исполнены желаний и обладают волей для их достижения. И, собственно, искусство жизни заключается ни в чем ином, как в способности сосуществовать и взаимодействовать с миром таким образом, чтобы в нем преобладала радость творчества, синергии, а не боль эгоизма. И тогда нашему взору открываются великие тайны мироздания, скрытые до тех пор, пока мы сосредоточены на самих себе. 





Мы потому так любим фокусы, что они, разрушая привычные причинно-следственные связи, заставляют поверить в существование тайны. Дым не должен идти из ушей, спинка стула, на которую человек облокотился, не должна вдруг оказаться перед его грудью, а тот, кто залез в одну коробку, не должен через секунду-вторую, вылезти из другой и т.д. Там же, где есть непознанное, загадочное, невольно появляется уважение, почитание и восторг – чувства, которых так не достает в мире, лишенном тайны. И главной тайной в нем оказывается Творец. На спектакле Аурелии Тьере это понимаешь, когда приходишь в изумление от вопроса: каким образом она все это делает!? 



МЫ ПОТОМУ ТАК ЛЮБИМ ФОКУСЫ,

ЧТО ОНИ, РАЗРУШАЯ ПРИВЫЧНЫЕ

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ,

ЗАСТАВЛЯЮТ ПОВЕРИТЬ 

В СУЩЕСТВОВАНИЕ ТАЙНЫ


Чтобы приводить в восторг и изумление других, нужно, как вы понимаете, уметь самому их переживать. Внучка «смешного чудака», возможно, не в последнюю очередь благодаря медитации и йоге, о которых говорит в своих интервью, обрела завидную способность изумляться и создавать миры, полные тайны и очарования.    


6.06.13, 14:30 2013
У Бога ответов больше, чем у нас вопросов
Рецензии

У Бога ответов больше, чем у нас вопросов

Книгу «Вечные ответы» Адриана Крупчанского днем с огнем не сыскать на полках популярных книжных магазинов. И это обстоятельство характеризует не столько ее автора, сколько самих читателей.

19.05.13, 07:30 2013
Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие
Рецензии

Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие

Листая страницы Интернета, нередко натыкаешься на любопытные факты. Оказывается, отец-основатель национально-освободительного движения Индии Субаш Чандра Боз вовсе не погиб в авиакатастрофе над Таиландом в 1945 году, как считали доныне, но бежал в СССР, через Омск почему-то. На этом его следы теряются. Любопытно.

3.04.13, 09:47 2013
Ведическая кулинария для современных хозяек
Рецензии

Ведическая кулинария для современных хозяек

Ощущающий полноту вкусов жизни человек отдает себе отчет в том, что мы являемся тем, что мы едим. Другими словами, не только наше физическое здоровье, но и наше сознание, наше настроение во многом формируется под влиянием пищи, ежедневно появляющейся на нашем столе.

4.03.14, 22:20 2014
Тишина, которая дороже аплодисментов
Рецензии

Тишина, которая дороже аплодисментов

Спектакль «Антитела» Театра «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга, начинающийся невыносимым для утонченного слуха хард-роком, завершается тишиной, какую редко можно услышать в театре. 

3.05.13, 13:02 2013
Братья в законе
Рецензии

Братья в законе

В Гоголь-центре, как теперь называется бывший московский театр им. Н.Гоголя, поставили ремейк известного фильма «Рокко и его братья». Пьесу Михаила Дурненкова «Братья», созданную по мотивам картины Лукино Висконти, поставил кинорежиссер Алексей Мизгирев. 

7.06.13, 15:17 2013
Подношение
Рецензии

Подношение

В Москве показали спектакль, название которого своей поэтичностью и красотой выделяется не только из всей  программы Чеховского фестиваля, но даже из всего привычного мирового репертуара. Привезенная из Тайваня хореографическая композиция «Песня задумчивого созерцания» отличается от всего, что мы обычно видим и в жизни, и на сцене не только необычным названием, но всей своей сутью. 

11.06.13, 18:08 2013
Отцы и дети
Рецензии

Отцы и дети

В рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова в Москве был показан спектакль венского Бургтеатра «Небесная гармония» Петера Эстерхази. Прозу известного венгерского постмодерниста перенес на одну из старейших сцен Европы немецкий режиссер венгерского происхождения Давид Мартон. 

4.06.13, 12:15 2013