ГлавнаяРецензииРожденный ползать, летать не может
Рожденный ползать, летать не может
Рецензии

Рожденный ползать, летать не может

В Москву из Парижа со своим театром «Компания майского жука» снова приехал именитый потомок Чарли Чаплина Джеймс Тьере. В этот раз он привез на Чеховский фестиваль постановку «Рауль». Невзирая на недешевые билеты и вместительный зал театра им. Моссовета, на сцене которого выступал известный французский артист, не все желающие смогли попасть на его моноспектакль.


Одна моя знакомая, профессионально занимающаяся театром, сказала, что она не просто интересуется творчеством Джеймса Тьере, а что он в некотором роде является для нее «театральным богом». Если не боготворить в буквальном смысле слова, то почтительно снимать шляпу перед внуком великого комика, в самом деле, есть за что. В одном лице он совмещает в себе таланты драматурга (сам придумывает сюжеты рассказываемых без слов историй), режиссера, сценографа, мима, акробата, клоуна… И все эти его профессиональные достоинства можно увенчать главным понятием, которое наиболее точно и емко характеризует Тьере (как и его знаменитого деда, его отца, мать и сестру) – Артист. 





После показанного в 2009 году в  рамках Чеховского фестиваля спектакля «До свиданья, зонтик» самые строгие столичные критики, отдавая дань разнообразным дарованиям и высокому профессионализму Джеймса Тьере, сетовали на то, что его постановка состоит пусть из замечательных, но плохо связанных между собой смыслом и сюжетом трюков и гэгов. В «Рауле», за каскадом удивляющих, радующих своей изобретательностью трюков и акробатических номеров, за клоунадой и прочим цирком, думающему зрителю несложно обнаружить и внятный смысл, и сюжет, историю, через которую этот смысл проявляется.  



ЕСЛИ НЕ БОГОТВОРИТЬ В БУКВАЛЬНОМ

СМЫСЛЕ СЛОВА, ТО ПОЧТИТЕЛЬНО СНИМАТЬ ШЛЯПУ

ПЕРЕД ВНУКОМ ВЕЛИКОГО КОМИКА,

В САМОМ ДЕЛЕ, ЕСТЬ ЗА ЧТО


Появившись в самом начале в проходе погруженного в темноту зала, актер через амфитеатр и партер устремляется на сцену, оформление которой, кажется, рассчитано на целый ансамбль исполнителей. Зная из программки, что предстоит смотреть моноспектакль, я лично удивился смелости и творческой наглости исполнителя, который для себя одного нагородил такое количество всякого сценического «хлама», в котором  не мудрено и затеряться. За огромной, местами рваной парусиной, заполняющей вначале все пространство сцены, вскоре обнаружится некая конусоподобная конструкция. Сам же «парус», послушно, как ему и подобает, сначала взметнется вверх, а потом займет место сероватого задника. Путешествие в мир фантазий Джеймса Тьере начинается. 





Приставив к составленному из множества труб огромному конусу высокую лестницу, герой начнет штурмовать это подобие юрты, жалобно зовя Рауля. Однако не успеет он сверху осмотреть как следует убежище таинственного Рауля, как его, словно обнаглевшего альпиниста, решившего исследовать кратер вулкана, сметет с вершины то ли первобытного жилища, то ли горы. Часть потревоженного причудливого «дома», который, как и любой предмет, здесь обладает своей волей, обрушится, и мы увидим сидящего в старом кресле мужчину средних лет. 


Самые впечатлительные из зрителей даже ахнут от удивления – тот, кто находится в полуразрушенной «юрте», окажется как две капли воды похожим на мужчину, который только что пытался в нее проникнуть. Потом «двойник» еще не раз появится на сцене, заставляя публику поражаться то ли его схожести с главным героем, то ли магической способности Тьере создавать иллюзию того, что он на сцене не один. Что он воочию конфликтует с неким персонажем, являющимся или его антиподом, или его альтер-эго.  


ОН ВООЧИЮ КОНФЛИКТУЕТ С НЕКИМ ПЕРСОНАЖЕМ,

ЯВЛЯЮЩИМСЯ ИЛИ ЕГО АТИПОДОМ,

ИЛИ ЕГО АЛЬТЕР-ЭТО


Своим мастерством иллюзиониста, как и мима, акробата и клоуна, этот человек-цирк будет удивлять на протяжении всего спектакля: извлекать из жестяной бочки какие-то предметы и звуки, которые, словно вырвавшийся из бутылки джин, откажутся подчиняться воле героя и заживут своей жизнью, не желая возвращаться обратно в неволю. С обезьяньей ловкостью и врожденным артистизмом вскарабкавшись по конструкции, актер на ее вершине задрапируется в какие-то ткани, словно прячась от преследователей, но уже в следующий миг неожиданно окажется внизу в роли своего двойника, обращающегося к прячущемуся Раулю. 





Понимая, что зрители невольно станут искать его сходство с Чарли Чаплиным, Тьере, прекрасно владеющий искусством мима, своей пантомимой будет отсылать нас к пластике маленького человечка в смешном котелке. Когда же на сцене появится морское чудовище, которое, словно амфибия, может быстро передвигаться и на суше, Рауль от страха перед неведомым существом быстро перейдет к ощущению своего превосходства, своей власти над ним. Впрочем, власть эта тоже окажется иллюзорной. 



СВОИМ МАСТЕРСТВОМ ИЛЛЮЗИОНИСТА,

КАК И МИМА, АКРОБАТА И КЛОУНА, 

ЭТОТ ЧЕЛОВЕК-ЦИРК БУДЕТ УДИВЛЯТЬ 

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО СПЕКТАКЛЯ


Тема власти над миром и всем, кто его населяет (а здесь, напомним, все, даже предметы и звуки, обладает своей волей, своими желаниями, переживаниями), собственно, и связывает в единый смысл все разнообразие цирковых номеров, кои Джеймс Тьере на протяжении полутора часов щедро, словно из рога изобилия, сыплет перед публикой. Щедрость, к слову, одна из обязательных составляющих всякого таланта, который и приумножается благодаря тому, что отдавая, постоянно оставляет место, куда могут прийти новые идеи, приемы и возможности. Что же касается отношений героя с миром и населяющими его причудливыми существами (в какой-то момент на сцене появится «летающий» скелет птицы, а в самом финале – огромный тряпичный белый слон), то они, эти отношения, и составляют внутренний сюжет всей истории. 





Пытаясь вначале, по преимуществу безуспешно, подчинить всё и вся своей воле, герой постепенно примирится с тем, что мир существует по своим законам. Что все здесь обладает своей волей и направлено к своей цели. А раз так, то значит, ничто нам здесь и не принадлежит. 


В финале Рауль останется на пустой сцене один – все многосложная конструкция, все то барахло, среди которого он жил и с которым, словно Дон Кихот с мельницами, сражался, постепенно исчезнет из его жизни, самоликвидируется, поражая зрителя еще и чудесами театральной техники. Высвеченная в темноте фигурка, заставив вспомнить о непостижимой магии Дэвида Копперфильда, вдруг взлетит вверх, перевернется в воздухе набок, потом резко уйдет вниз, снова взлетит… 



ТЬЕРЕ СЛОВНО НАПОМИНАЕТ НАМ

ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ НЕ ТОЛЬКО ВСЯКОГО

ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВА, НО И САМОЙ ЖИЗНИ...


Но уже в следующий момент включится свет, и мы увидим сложное инженерное приспособление, с помощью которого два техника вращают пристегнутого к стреле артиста. Такое разоблачение задействованных в спектакле технологий также становится одной из граней глубокого смысла: Тьере словно напоминает нам об иллюзорности не только всякого театрального действа, но и самой жизни, за внешней, призрачной красотой которой (ибо красота сегодня есть, а завтра ее нет) скрываются неприглядные, порой грубые механизмы обмана. Весь этот мир – большой обман, или майя, если прибегнуть к ведической терминологии. Подлинность миру, как и нашей жизни, придает смыл, обретаемый вместе с волей и движением к достойной цели. 





Прежде чем уйти со сцены, техники пристегнут героя к невидимому канату. Рауль, теперь свободный от множества порабощающих его связей с миром, словно ракета стремительно взлетит под аплодисменты публики. Те из зрителей, которые не довольствуются только цирковыми трюками, но ищут смысл, легко прочитают и эту последнюю мизансцену: рожденный ползать – летать не может; чтобы преодолеть земное притяжение и воспарить над миром материи, нужно освободиться от малейшего ее, материи, хлама. Герой Джеймса Тьере, прекратив бесполезную, унизительную борьбу с миром, и приняв свою участь в нем как увлекательную игру, смог преодолеть земное притяжение. Пусть пока лишь с помощью театральной техники. Главное – само желание не ползать, а летать.  


25.05.13, 18:42 2013
Отцы и дети
Рецензии

Отцы и дети

В рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова в Москве был показан спектакль венского Бургтеатра «Небесная гармония» Петера Эстерхази. Прозу известного венгерского постмодерниста перенес на одну из старейших сцен Европы немецкий режиссер венгерского происхождения Давид Мартон. 

4.06.13, 12:15 2013
Неизвестное сокровище Индии
Рецензии

Неизвестное сокровище Индии

Мало кто знает, что испокон веков основой всей индийской культуры являлся вайшнавизм. В этой книге вайшнавизм представлен таким, каким он изучается внутри самой традиции. 

26.04.13, 09:13 2013
Путь к совершенному разуму
Рецензии

Путь к совершенному разуму

Книга Энвера Измайлова «Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму» выдержала уже три тиража. Несмотря на некоммерческое название и философский посыл, «Несимметричная диалектика» на удивление быстро раскупается. 

8.04.13, 18:47 2013
Тишина, которая дороже аплодисментов
Рецензии

Тишина, которая дороже аплодисментов

Спектакль «Антитела» Театра «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга, начинающийся невыносимым для утонченного слуха хард-роком, завершается тишиной, какую редко можно услышать в театре. 

3.05.13, 13:02 2013
Евангелие от Ивана
Рецензии

Евангелие от Ивана

В рамках проходящего сейчас фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс» в Москву из Польши приехала новая постановка Ивана Вырыпаева «НЛО. Контакт». Спектакль, как об этом можно догадаться из названия, рассказывает об опыте людей, встретившихся с представителями неземных цивилизаций. 

21.05.13, 08:16 2013
Умом творенье не понять, аршином общим не измерить
Рецензии

Умом творенье не понять, аршином общим не измерить

В рамках проекта «Кино без границ» в российский прокат вышел приключенческий фильм  «Измеряя мир» в 3D. Премьеру картины о судьбе двух выдающихся немецких ученых 18 века посетил режиссер Детлеф Бук.

30.04.13, 10:45 2013
Это горькое слово «свобода»
Рецензии

Это горькое слово «свобода»

С каких пор и почему понятие «религия» стало ассоциироваться с несвободой, порабощением рода человеческого? Можно ли религиозного человека, который должен следовать правилам и предписаниям своей веры, в принципе считать свободным? Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с диалектикой непростых отношений свободы и необходимости, обязывают фильмы из программы недавно завершившегося 35-го Московского международного кинофестиваля.  

2.07.13, 17:09 2013