ГлавнаяРецензииПодношение
Подношение
Рецензии

Подношение

В Москве показали спектакль, название которого своей поэтичностью и красотой выделяется не только из всей  программы Чеховского фестиваля, но даже из всего привычного мирового репертуара. Привезенная из Тайваня хореографическая композиция «Песня задумчивого созерцания» отличается от всего, что мы обычно видим и в жизни, и на сцене не только необычным названием, но всей своей сутью. 


Поставила «Песню…» хореограф Лин Ли-Чен, умело использующая современные театральные технологии для реабилитации ценностей традиционной, если хотите, духовной культуры. Собственно, ее спектакль, ставший завершающей частью трилогии, является, если можно так сказать, пластической медитацией на Вечность – позволил себе употребить заглавную букву, поскольку сама Лин Ли-Чен не боится быть возвышенной и выказывать пиетет по отношению к миру. 



В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ НАХОДИТСЯ 

СОЗНАНИЕ ТЕХ, КТО ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ

РАДИ «ЗАДУМЧИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ» МИРА,

НАХОДЯЩЕГОСЯ ВНУТРИ НАС


«Песня задумчивого созерцания» – это, по ее же словам, «подношение Небу, Земле и Человечеству». О том, что это не пустые, пусть и красивые слова, свидетельствует не только сам спектакль, но и личность постановщика, появившаяся на сцене в финале. Выйдя на сцену и принеся свой исполненный смирения и почтения поклон артистам и зрителям, Лин Ли-Чен тут же скромно удалилась. И не появилась больше перед публикой, хотя зал еще долго стоя аплодировал и благодарил всех создателей спектакля криками «браво!». Ее скромный выход на поклон был скорее данью западной театральной моде, нежели потребностью в аплодисментах, коими  артисты удовлетворяют свою потребность в славе в финале спектакля. 





Что касается «Песни…», то она не завершается привычным финалом, когда в рассказанной истории ставится то ли точка, то ли восклицательный, или даже  вопросительный знак. В какой-то момент занавес медленно закрывается, а когда открывается снова, то все исполнители в том же медленном ритме и под ту же медитативную музыку кланяются таким образом, что это воспринимается как продолжение спектакля. По-другому здесь и быть не могло. Ибо в мире, где время циклично, и живет Восток, в отличие от принявшего концепцию линейного времени Запада. Все сущее движется в колесе самсары, в котором мелькают отблески человеческих страстей (в спектакле они проявились в незабываемых танце влюбленных и битве воинов), где не может быть ни начала, ни конца. Одно перетекает в другое, а посему, поняв это, нам некуда и незачем больше спешить.  


ВСЕ СУЩЕЕ ДВИЖЕТСЯ В КОЛЕСЕ

САМСАРЫ, В КОТОРОМ МЕЛЬКАЮТ

ОТБЛЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ,

ГДЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ 

НИ НАЧАЛА, НИ КОНЦА


Показанное тайскими артистами ритуальное действо, которое так и не получило привычного завершения, началось с ударов гонга, расположенного вместе с барабанами у портала. Из глубокого звучания гонга выросло пение мантры ОМ – слово, которое, согласно Библии, было вначале и превратилось в христианской традиции в «аминь». Дальше все действие развивалось под звуки барабанов и горлового пения, коим радуют слух монахи из буддистских ашрамов. Слушая духовные вибрации и наблюдая за плавными, словно снятыми в рапиде движениями артистов, зритель оказывается не просто в другой культуре. Кажется, нас транспортируют на другую планету, обитатели которой живут совершенно другими ритмами, другими целями и смыслами, хотя внешне и похожи на людей. Лица и тела женщин здесь выбелены, а мужские, играющие каждой мышцей торсы, отливают бронзой. 





Но даже не сам внешний вид исполнителей, одетых в стилизованные традиционные костюмы (Тим Йип), наводит на мысль о том, что так несуетно движутся к неведомой нам цели лишь люди не от мира сего (экзотические костюмы или необычный грим можно увидеть и по телевизору). И даже не сами по себе замедленные плавные движения, которыми артисты удивляют живущего в ускоренных ритмах, суетливого, издерганного современного человека, заставляют вспомнить о жизни на других планетах и в других измерениях. 



«ПЕСНЯ ЗАДУМЧИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ» - 

ЭТО, ПО СЛОВАМ РЕЖИССЕРА,

«ПОДНОШЕНИЕ НЕБУ, ЗЕМЛЕ И 

ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»


В другом измерении находится сознание тех, кто выходит на сцену ради «задумчивого созерцания» мира, находящегося внутри нас. Именно завидная готовность к созерцанию, или к медитации, чего лишено преобладающее большинство наших современников, определяет настроение, движение, эстетику спектакля и выводит его участников за пределы наших представлений о жизни и культуре. Поэтому в какой-то момент начинает казаться, что не только черный планшет сцены, но и сами артисты теряют плотность и более не подвластны ни закону гравитации, ни, тем более, никаким иным законам, привычкам и условностям мира, созданного современной цивилизацией. 





В том, что сосредоточенность на жизни духа, а не плоти имеет свои несравненные преимущества, убеждает здесь уже одно синхронное движение артистов. Они медленно пересекают сцену в разных направлениях с полузакрытыми глазами и в каких-то моментах даже не видят друг друга. Однако их босые стопы при этом движутся настолько согласовано, что  начинаешь понимать природу подлинного взаимопонимания и взаимодействия. Они возникают лишь там, где есть полная сосредоточенность на общей цели, где личное приносится в жертву служению общему. Понятия «жертвы»,  «служения», «подношения» и т.п. в западном мире давно утратили свой смысл, превратившись в высокопарную болтовню. Но на Востоке они все еще не только сохраняют свою свежесть, но и находят подтверждение своего глубокого содержания и подлинного величия.      



ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВОЗНИКАЮТ ЛИШЬ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ

ПОЛНАЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА 

ОБЩЕЙ ЦЕЛИ, ГДЕ ЛИЧНОЕ

ПРИНОСИТСЯ В ЖЕРТВУ СЛУЖЕНИЮ ОБЩЕМУ  


Само подношение возможно только в том случае, если человек, во-первых, допускает, что кто-то находится выше него. Во-вторых, испытывает благоговение, благодарность по отношению к высшему существу, а не зависть, которая заставляет унижать, стаскивать святыню на свой уровень. Именно в способности быть благодарными и испытывать благоговение ко всему, что посылает тебе Жизнь, и заключается основная разница между Востоком и Западом, давно низвергнувшем всё, достойное поклонения и почитания. 





Сожаление о том, что тебе приходится жить в западном мире, немного омрачает редкое по своей силе впечатление от «Песни задумчивого созерцания». Но ненадолго, ибо за окном – глобализация, стирающая все границы. Выходит и в ней есть свои положительные стороны. Доступность культур и духовных практик Востока, несомненное ее, глобализации, преимущество.  


11.06.13, 18:08 2013
Умом творенье не понять, аршином общим не измерить
Рецензии

Умом творенье не понять, аршином общим не измерить

В рамках проекта «Кино без границ» в российский прокат вышел приключенческий фильм  «Измеряя мир» в 3D. Премьеру картины о судьбе двух выдающихся немецких ученых 18 века посетил режиссер Детлеф Бук.

30.04.13, 10:45 2013
Путь к совершенному разуму
Рецензии

Путь к совершенному разуму

Книга Энвера Измайлова «Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму» выдержала уже три тиража. Несмотря на некоммерческое название и философский посыл, «Несимметричная диалектика» на удивление быстро раскупается. 

8.04.13, 18:47 2013
Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие
Рецензии

Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие

Листая страницы Интернета, нередко натыкаешься на любопытные факты. Оказывается, отец-основатель национально-освободительного движения Индии Субаш Чандра Боз вовсе не погиб в авиакатастрофе над Таиландом в 1945 году, как считали доныне, но бежал в СССР, через Омск почему-то. На этом его следы теряются. Любопытно.

3.04.13, 09:47 2013
Это горькое слово «свобода»
Рецензии

Это горькое слово «свобода»

С каких пор и почему понятие «религия» стало ассоциироваться с несвободой, порабощением рода человеческого? Можно ли религиозного человека, который должен следовать правилам и предписаниям своей веры, в принципе считать свободным? Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с диалектикой непростых отношений свободы и необходимости, обязывают фильмы из программы недавно завершившегося 35-го Московского международного кинофестиваля.  

2.07.13, 17:09 2013
Евангелие от Ивана
Рецензии

Евангелие от Ивана

В рамках проходящего сейчас фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс» в Москву из Польши приехала новая постановка Ивана Вырыпаева «НЛО. Контакт». Спектакль, как об этом можно догадаться из названия, рассказывает об опыте людей, встретившихся с представителями неземных цивилизаций. 

21.05.13, 08:16 2013
Страх и любовь
Рецензии

Страх и любовь

На Чеховском фестивале показали «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки. Спектакль о том, как страшно и бессмысленно жить в мире, в котором высший Закон не проявлен, а человеческий закон непостижим, привез из Баварии в Москву Театр Каммершпиле. 

19.06.13, 09:46 2013
Неизвестное сокровище Индии
Рецензии

Неизвестное сокровище Индии

Мало кто знает, что испокон веков основой всей индийской культуры являлся вайшнавизм. В этой книге вайшнавизм представлен таким, каким он изучается внутри самой традиции. 

26.04.13, 09:13 2013