ГлавнаяИнтервьюВалерий Долгополов: «Благотворительность не должна быть пиаром»
Валерий Долгополов: «Благотворительность не должна быть пиаром»
Интервью

Валерий Долгополов: «Благотворительность не должна быть пиаром»

Общаясь с Валерием Долгополовым, нельзя не отметить, что под словом «мы» он подразумевает не просто свою семью, которая без остатка посвятила жизнь деятельности фонда «Пища жизни». Он говорит от лица всех тех волонтеров, которые, несмотря на кажущуюся внешнюю неприглядность некоторых программ Фонда, таких как кормление бездомных Москвы, постоянно ставят интересы нуждающихся выше своих собственных.


Руководствуясь только одной целью – задействовать себя в служении людям - некоторым (если не всем?) из добровольцев Фонда приходится действовать наперекор предубеждениям и стереотипам, царящим в обществе. Но если вы прислушаетесь к ритму времени, вы услышите, что лед тронулся. Количество волонтеров и людей, в сердце которых просыпается это понимание единства всех живых существ перед Творцом, неумолимо растет… Все больше людей хотя бы раз в неделю бросают свои дела, чтобы посвятить время решению не своих, а чужих проблем.


Но что нужно делать, чтобы это движение превратилось в лавину, сметающую с лица земли равнодушие и стирающую социальные границы? Об этом в интервью с нами поделился генеральный директор «Пищи жизни»  Валерий Долгополов.





ОБ: Если помните, при нашей последней встрече вы сказали, что сейчас никто не хочет говорить о социальной деятельности и благотворительности, о том, что есть какие-то проблемы. Как вы считаете, почему?


ВД: Прежде чем о чем-то говорить, нужно знать, о чем говорить. Благотворительность как таковая в 1917-м году была выкорчевана как социальная деятельность. Потому что Советское государство взяло на себя функции Бога: все (под пристальным оком Центрального Комитета) получат то, что заслужили. На сегодняшний день у нас нет практического опыта и тех, у кого мы могли бы его перенять. Вот где у нас учебники по благотворительности? Как ею заниматься? Каким должен быть конечный показатель?..



ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ

ИСТИННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ, - 

«ТОВАР ШТУЧНЫЙ»


Однако сейчас происходит становление гражданского общества, и инициаторами этого процесса являются люди, которые неравнодушны к чужой беде и к тем, кто по той или иной причине лишен элементарных благ… И сообщества этих активистов создаются не для того, чтобы процветала халява, и не для того, чтобы мы могли воспользоваться помощью тех, кто использует благотворительность как политическую силу для достижения своих целей. Люди, которые занимаются истинной благотворительностью – «товар штучный». 


Я удивляюсь, что они вообще появились! Это самородки, люди, которые по своей природе имеют качества милосердия, сострадания, бескорыстия… Их очень мало, но они есть. И лично для меня проблемой на сегодня является отсутствие механизмов по выявлению так называемых лже-благотворителей, которые подрывают сами устои благотворительности.





ОБ: А кого вы имеете в виду под «лже-благотворителями»?


ВД: Это те, кто громко о себе заявляют, но при этом действуют скрыто и являются приближенными каким-то политическим или коммерческим структурам. Это пиар, но благотворительность не должна быть пиаром! Конечно, здесь могут и к нам возникнуть вопросы, но по крайней мере мы открыты к диалогу. Каждый может прийти, задать вопросы и получить на них ответы. Более того, нашей деятельности в этом году исполняется 25 лет. За это время были более активные годы, были менее активные, но деятельность никогда не прекращалась.



ДА, У НАС ПОКА ЧТО НЕТ ЛИДЕРОВ…

НО У НАС УЖЕ ЕСТЬ ОПЫТ ПРОБУЖДЕНИЯ

ГРАЖДАНСКОЙ СОВЕСТИ У ЛЮДЕЙ,

КОТОРЫЕ ГОТОВЫ ПО ЗОВУ СЕРДЦА,

ЖЕРТВУЯ СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ,

ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ К ДРУГИМ!


ОБ: По прошествии 25-ти лет вы можете говорить о каких-то изменениях, которые свидетельствовали бы о том, что проблемы решаются?


ВД: Да! И здесь, как бы то ни было, нужно отдать должное руководителям нашей страны, так как движение благотворительности, при отсутствии желания ее развивать, можно было задушить в самом начале. Однако сегодня у нас есть реальная возможность развивать это направление. Другой вопрос - как мы это используем? Для каких целей? 



МЫ ЗА ТО, ЧТОБЫ ВДОХНОВИТЬ

ЛЮДЕЙ, ГОТОВЫХ ПО ЗОВУ СЕРДЦА

СЛУЖИТЬ ДРУГИМ!


Да, далеко не все готовы посвятить свою жизнь благотворительности. Да, у нас пока что нет лидеров, которые перенимали бы знания и опыт из поколения в поколение… Но у нас уже есть опыт пробуждения гражданской совести у людей, которые готовы по зову сердца, жертвуя своими интересами, прийти на помощь к другим!


И в этой связи я и мои близкие друзья и единомышленники уверены, что сегодня мы должны свою деятельность строить не для решения материальных проблем пострадавшей стороны. Не они являются для нас той главной причиной, почему мы занимаемся благотворительностью. Мы за то, чтобы вдохновить людей, готовых по зову сердца служить другим! Наша цель - организовать свою деятельность таким образом, чтобы эти люди имели возможность без остатка проявить свой талант.


Если будет расти количество людей, занятых в благотворительности не для красного словца, которые чувствуют на себе заботу, проблемы безнадзорности, голода, сиротства и так далее автоматически будут решены. 





ОБ: А вас кто вдохновляет на эту деятельность?


ВД: Вот вы в частности вдохновляете тем, что заинтересовались и пытаетесь рассказать людям о нас. (Улыбается.) Вы ведь пришли не искать недостатки, а чтобы попытаться узнать, кто такие люди, которые посвятили себя благотворительности, чем они живут, какие у них мысли, ради чего они это делают, что ими движет… Также меня вдохновляют живые примеры – мои старшие товарищи, которые занимались этой деятельностью с 1988 года. И я знаю, что это был не просто оголтелый фанатизм! Согласитесь: Чечня, Сухуми… - это не то место, где можно заработать себе какой-то дешевый политический авторитет. 



ЕСЛИ БУДЕТ РАСТИ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ,

ЗАНЯТЫХ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

НЕ ДЛЯ КРАСНОГО СЛОВЦА,

КОТОРЫЕ ЧУВСТВУЮТ НА СЕБЕ ЗАБОТУ,

ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ,

ГОЛОДА, СИРОТСТВА И ТАК ДАЛЕЕ

АВТОМАТИЧЕСКИ БУДУТ РЕШЕНЫ


ОБ: Сейчас появляется все больше и больше молодежи и целых сообществ, которые берутся за благотворительность…


ВД: Вот о ком нужно заботиться! Благотворительность должна быть направлена на то, чтобы собственным примером  научить этих людей… Она должна быть регулируемой, но не сухими бюрократическими законами, а великими примерами бескорыстия, самопожертвования. 


ОБ: Но люди почему-то этого не понимают…


ВД: Знаете, есть такое высказывание: «Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит». Мы должны попытаться помочь этим людям повернуть взгляд вовнутрь. Потому что все процессы изначально происходят у нас внутри, а потом уже это выплескивается в наше умонастроение, в то, как мы одеваемся, в то, как мы смотрим в глаза друг другу… Все это зависит от того, какой у нас внутренний посыл и состояние. И потому благотворительность – это целая наука. Это образ жизни. Поэтому наша главная задача – быть честными по отношению к другим, но в первую очередь – по отношению к самим себе.





ОБ: Вряд ли вас интересуют деньги или слава. Но что вы получаете от этой деятельности?


ВД: О-хо-хо! (Смеется.) Вопрос, конечно, интересный… Ну, хорошо. Я попробую экспромтом ответить, чтобы ничего не додумывать. Я это делаю, потому что мне это нравится! 


ОБ: Просто, как правило, процесс глубокой удовлетворенности в нашей жизни связывают с какими-то материальными достижениями…


ВД: Оля, недавно я задал вопрос одному человеку: «Я до сих пор не могу понять, своим ли делом я занимаюсь». На что он ответил: «Ты этим занимаешься уже 18 лет. Если бы ты занимался не своим делом, ты и люди, которые находятся рядом с тобой, уже давно сошли бы с ума!» 



БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО

ОБРАЗ ЖИЗНИ. ПОЭТОМУ НАША

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ,

НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ – 

ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ


ОБ: Что вы можете рассказать из вашего опыта общения с бездомными, которые приходят к вам за питанием?


ВД: Приведу пример. До 2008 года на территории организации, где мы сейчас обеспечиваем горячим питанием бездомных, тоже проводился процесс кормления. Туда привозили еду, которая оставалась в столовых несъеденной, и отдавали ее бездомным. Отношение было – побыстрее покормить и уехать. Кончилось тем, что толпа стала неуправляемой, часто приходили пьяные неадекватные люди, и во время одной из раздач одного бездомного зарезали. И процесс был остановлен, а организаторы полностью разочаровались в том, чтобы кормить кого-то. 


Когда появились мы, и я предложил ввести питание для бездомных, организаторы сослались на этот пример. Я попросил запустить пробный проект, а уже через 3 месяца руководители не хотели нас отпускать. (Улыбается.) 





ОБ: А в чем была разница между первой попыткой и вашей?


ВД: Одни и те же потребители и разное отношение к ним. Соответственно, разный результат. Мы не считаем свою деятельность, так сказать, «по долгу своему». (Делает паузу.) У нас деятельность по долгу совести! Ведь из-под палки никого не заставишь этим заниматься. А друзья, которые оставили нам свое место, сказали вот что: «Они вас полюбили, потому что вы их любите»… 


ОБ: Почему вы кормите людей вегетарианскими обедами?


ВД: Мне как человеку, который занимается благотворительностью, очень сложно понять, как за счет убийства животных мы можем кого-то осчастливить? В священных писаниях говорится, что для человека, который поедает тела других живых существ, закрыт путь к Богу, путь возвращения домой. Если говорить на простом языке: человек, который употребляет в пищу мясо, лишает себя возможности по-настоящему быть счастливым.



МНЕ КАК ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ

ЗАНИМАЕТСЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ,

ОЧЕНЬ СЛОЖНО ПОНЯТЬ,

КАК ЗА СЧЕТ УБИЙСТВА ЖИВОТНЫХ

МЫ МОЖЕМ КОГО-ТО ОСЧАСТЛИВИТЬ?


ОБ: Существует такое мнение, что люди, которые живут на улице, сами виноваты в том, что с ними случилось. И бродяга скорее вызовет брезгливое чувство, чем чувство сострадания. По вашему опыту, что это за люди?


ВД: Точно не я придумал пословицу «от сурьмы и тюрьмы не зарекайся», но те, кто приходит к нам за обедами, никогда – даже в страшном сне! – не могли подумать, что с ними такое может случиться. Разные люди, разные судьбы… Часто те, кто носит ярлык бомжа, поражают своим великодушием и силой воли. Но что меня действительно поражает – это то, КАК они получают помощь из наших рук! (Задумывается.) Очень благодарные люди. Я у них учусь реализации пословицы «когда я ем, я глух и нем». Когда приходит толпа действительно ГОЛОДНЫХ людей, муха пролетит – услышишь.





И те, кто занимается этой деятельностью, они таким образом снижают напряженность в нашем обществе, ведь кормление бездомных – это лишь одна из слагаемых комплекса, которым занимаются наши добровольцы. Рассказать?


ОБ: Конечно!


ВД: Перед тем как накормить человека, мы создаем ему условия, чтобы он принял душ, прошел дезинфекцию, получил чистую одежду и с хорошим настроением получил комплексный горячий обед. И это забота не столько о них, сколько о жителях Москвы! Жители Москвы не осознают, что мы, накормив такого человека, ограждаем его от необходимости идти воровать. С человека, которого общество отвергло, мы снимаем агрессию и даем ему возможность смотреть на нас и, в частности, на государство как на тех, кто, как может, заботится о нем. 


И не нужно стыдиться того, что на площади трех вокзалов собирается большая толпа бродяг. Этим надо гордиться - ведь есть люди, которые страждущим да помогут! Вот и всё. 


9.07.13, 17:00 2013
Алексей Тонких: «Мы все тотально зависимы, вопрос лишь в том, от кого мы хотим зависеть»
Интервью

Алексей Тонких: «Мы все тотально зависимы, вопрос лишь в том, от кого мы хотим зависеть»

В современном обществе, где каждый сам хозяин своей судьбы, о Боге говорить как-то не принято - вдруг людей смутишь или сойдешь за неудачника, застрявшего в прошлом веке. Однако такие ребята, как герой нашего нового интервью, ломают все стереотипы. Для них молитва – это не удел слабых, а естественное состояние бытия и высший смысл жизни.

19.05.15, 22:46 2015
Леша Мышкин: NO sex. NO drugs. NO rock’n’roll
Интервью

Леша Мышкин: NO sex. NO drugs. NO rock’n’roll

Доподлинно известно, что звук обладает самой тонкой природой и в связи с этим - самым сильным воздействием на наш разум. Поэтому то, что ежедневно «входит» в наши уши, значит куда больше чем та пища, из которой состоит наш рацион. 

9.04.13, 10:10 2013
Федерико: «Когда человек ест прасад, его сознание одухотворяется»
Интервью

Федерико: «Когда человек ест прасад, его сознание одухотворяется»

В современных реалиях представления о назначении еды, как правило, не выходят за рамки банального способа утолить голод и, максимум, насладиться вкусом и красотой подачи блюда. Однако в ведической культуре пища – это не просто «топливо» для поддержания жизни в теле. Это способ развития сознания и установления отношений с Богом.

4.02.15, 20:13 2015
Алексей Тонких: «Нужно очень ответственно подойти к тому, чему мы посвящаем свою жизнь»
Интервью

Алексей Тонких: «Нужно очень ответственно подойти к тому, чему мы посвящаем свою жизнь»

В нашем уме постоянно звучат какие-то «мантры». «Хочу это», «хочу то», «у меня не получится», «мир несправедлив», «меня никто не понимает»…

25.08.19, 12:49 2019
Олег Гадецкий: «Нужно менять отношение к жизни, а не саму жизнь»
Интервью

Олег Гадецкий: «Нужно менять отношение к жизни, а не саму жизнь»

Мы часто видим, как жизнь одних одаривает всевозможными благами, а других обделяет даже в самом необходимом. Есть ли в этом закономерность? 

9.04.13, 09:18 2013
Детлев Бук: «Человек должен во что-то верить»
Интервью

Детлев Бук: «Человек должен во что-то верить»

Мы уже рассказывали о фильме «Измеряя мир», снятом по одноименному роману австро-немецкого писателя Даниэля Кельмана. Его тема – отношение науки к жизни и наши отношения с наукой – имеет ключевое значение для последних двух столетий развития западной цивилизации, поэтому  предлагаем беседу обозревателя сайта Veda.ru Вадима Дышканта с автором фильма, немецким режиссером Детлевом Буком.

22.05.13, 16:32 2013
Анубхава Алла Закревская: «Цель моего творчества – помочь человеку соприкоснуться с самим собой»
Интервью

Анубхава Алла Закревская: «Цель моего творчества – помочь человеку соприкоснуться с самим собой»

Недавно в ленте на Facebook наткнулась на интересный пост Марии Шишкиной, основательницы и дизайнера модной марки Double12atelier, которая писала о «5-ти этажах боли в MoMA в Нью-Йорке».

25.09.19, 20:47 2019