ГлавнаяАюрведаКак лечит аюрведа. Часть 2
Как лечит аюрведа. Часть 2
Аюрведа

Как лечит аюрведа. Часть 2

Все ведические писания говорят о том, что сукха – счастье, связанное с обладанием материальной энергией, - мимолетно. Оно рано или поздно сменится духкха — страданиями. Это подобно смене зимы и лета, дня и ночи и называется двайта – двойственностью. 

Что может дать человеку истинную основу и прибежище?

Быть самим собой
Все ведические писания говорят о том, что сукха – счастье, связанное с обладанием материальной энергией, - мимолетно. Оно рано или поздно сменится духкха — страданиями. Это подобно смене зимы и лета, дня и ночи и называется двайта – двойственностью. Это очевидный факт, который совсем не нужно доказывать. Существует даже такое санскритское слово – сукхадухкха – объединяющее эти две противоположности. Даже самое лучшее, что есть в материальном мире, сначала рождается, затем развивается, созревает, существует, увядает и исчезает. Если есть рождение, придет и смерть. Белая полоса сменяется черной полосой. Успех сменяет неудача, победу – поражение. Качели раскачиваются все больше и больше. Появляется тошнота, начинает кружиться голова, в прямом и переносном смысле. Где же выход? И есть ли он?

Выход есть. Нужно просто перестать раскачивать качели. Перестать культивировать материальные желания, рожденные из страсти и невежества. Нужно научиться различать духовную энергию, обладающую постоянной, неизменной природой. Достигнуть состояния самйа – равновесия и гармонии, что определит равновесие и покой ума, и, как следствие, физиологическое равновесие. Парацельс называл это гомеостазом. Ему же принадлежит знаменитое изречение – «кто стал самим собой, тот не будет никем другим». И это вполне соответствует основной идее нашей беседы.



Итак, мы подошли к третьему аспекту здоровья. На санскрите он называется свастхйа. Буквально это значит «быть укорененным в собственной природе». Это состояние, когда человек выходит за пределы материальной двойственности и сходит с качелей материального существования, одними глазами смотря на материальное счастье и страдания. Это не значит, что человек становится бесчувственным камнем. Скорее наоборот. Он чувствует все гораздо ярче и острей. Но не отождествляет себя с временными проявлениями счастья и несчастья. Он всегда ищет настоящее. Вечное. Кто ищет, тот всегда найдет. Свастхйа становится для такого человека третьей точкой зрения. Человек становится не участником событий, а наблюдателем. И жизнь его преображается.

Я – душа?!!
Так что же это такое — «собственная природа»? Ахам брахмасми. Я – существо духовное. Истинная, вечная, неизменная природа живого существа – духовная природа. Силы и способности человеческого организма, которые обеспечивают его жизнедеятельность, являются силами сознательными. Причем источником жизненной силы ведические писания называют дживатман — душу. Тело наполнено и поддерживается жизненной силой, исходящей из души. Как только душа покидает тело, оно разрушается. 



Нужно научиться видеть проявления души и перестать отождествлять себя и других живых существ с материальным телом, на санскрите называемом шарира. Буквально это означает, что тело разрушится, когда уйдет жизнь. «На кого ты нас покинул?» — причитают женщины в момент смерти кормильца. Кто покинул? Вот он вроде здесь лежит. Но в такой момент ни у кого нет сомнений в различии тела и души, которая покинула его. Тело сразу теряет свою привлекательность, и от него все срочно стараются избавиться. Так что же нас привлекало в этом человеке? Душа! Итак, жизнь — это энергия души. Жизнь – это феномен, которому посвящена аюрведа – наука о естественной, наполненной счастьем Жизни. О Жизни с большой буквы.

Веды говорят, что у каждого из нас есть три заветных желания. Первое — мы не хотим умирать, расставаться с любимыми и близкими, мы хотим вечности. Второе желание – «хочу все знать». Помните детский киножурнал с таким названием? И третье заветное желание – желание постоянно испытывать счастье. Почему нас так тянет к этим трем аспектам? Нам их не хватает. Интуитивно мы тянемся к духовной жизни. К жизни души, которая сполна обладает тремя неизменными, неотъемлемыми качествами сат-чит-ананда. Душа вечна. Она полна знания и блаженства. В отличие от тела душа неразрушима. Она не рождается и не умирает. Она всегда существующая и изначальная. Чтобы обрести истинное счастье, нужно оторвать взгляд от мертвых материальных объектов, и повернуться лицом к жизни.



Почти всегда мы оцениваем людей как тела и их атрибуты в виде социального и финансового положения, происхождения, телесной красоты или уродства, воспитанности или невоспитанности, образованности или необразованности. Аюрведа говорит, что такой взгляд на мир рано или поздно приведет к страданиям. Это взгляд с позиции двойственности. Одной из трех основных причин болезней ведическая медицина называет прагйа-апарадху – преступление против естественной мудрости, оскорбительное отношение к миру и Богу. Частью прагйа-апарадхи является джива-апарадха – преступление против души. Неспособность воспринимать всех и себя, в том числе, равными перед Богом. Опять теряется самйа – равновесие. И, как следствие, приходят болезни.

— Ну и что же? — скажете вы. – При чем здесь мой артрит?

Постараюсь объяснить. Свастхйа – это когда человек обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него неизменным источником радости, счастья и удовлетворения. Такой человек не теряет самообладания даже перед лицом величайших трудностей. Это подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным телом. Чарака Самхита говорит что «источником боли является отождествление себя с телом и умом, а когда такое отождествление отсутствует, болезни исчезают и не возвращаются». Ей вторит Аштанга Хридайа Самхита: «Источником всех болезней и тем, что поддерживает их существование, является асвастхйа – отождествление себя с телом и умом». 



Другими словами, осознав себя духовным существом, человек перестает испытывать отрицательные эмоции. Ему не о чем беспокоится и не кому завидовать. Он на своем месте. Он никуда не торопится и не суетится. Впереди вечность. Он знает самое главное. Истина проста и доступна каждому. Проявления двойственности не касаются такого человека, хотя он продолжает наилучшим образом выполнять свои материальные обязанности. Человек видит не только себя, но и остальных живых существ, изначально исполненных вечностью, знанием и блаженством, и взаимодействует с ними на основе любви и бескорыстия, отбросив гордыню и зависть. И всегда остается в состоянии совершенного покоя и равновесия – самйа. По принципу подобия, психосоматические элементы, на санскрите называемые доша-дхату-мала, находятся в таком же равновесном состоянии. И тогда болезни ума и тела не проявляются.

Уникальность
Каждый человек является уникальным существом. И есть что-то такое, что никто никогда не сможет сделать лучше, чем вы. Поэтому вам некому завидовать и не с кем конкурировать. Это дает удивительное состояние умиротворения. Талант есть у каждого. И надо приложить все усилия для того, чтобы найти его у себя и раскрыть для окружающих живых существ и Бога, не требуя ничего взамен. Просто так. Из любви.



Но доступ в это бесконечное пространство любви будет закрыт, пока мы не научимся действовать как душа. Понимая свою уникальность, ничего из себя не мнить и в то же время не заниматься самоуничижением, занимая свое естественное положение, и оказывать почтение каждому. Научиться радоваться чужому успеху и переживать из-за чужих неудач. Открывать глубины своего сердца и уметь слушать откровения. Научиться работать не из корысти, а из любви. Быть терпеливыми, как дерево, и смиренными, как трава на дороге. И тогда нас наполнит безграничное счастье, и мы научимся естественному общению с Богом.

К сожалению, люди перестали доверять Богу. Типичное общество материалистов, которые не доверяют никому, даже самим себе. Всегда ждут подвоха и живут в страхе перед будущим. Люди потеряли одну из самых удивительных эмоций — адбхута-расу. Они не верят в чудо и не чувствуют волшебных эмоций. Мир превратился в золотую клетку.

Но чудо всегда с нами. Посмотрите в небо, ощутите изначальный вкус воды, взгляните в глаза ребенку или на совершенство скромного полевого цветка. Я живу и вокруг меня жизнь – вот чудо. Самое большое чудо – вы сами. Русское слово «счастье» имеет корень «часть». Будучи совершенной, душа является фрагментарной частицей Совершенства — Бога. И находится в вечных личностных взаимоотношениях с Ним. У каждого есть свое уникальное положение перед Богом. Нужно лишь вернуться в это изначальное положение. Это положение называется свабхава и является высшим аспектом здоровья и совершенством человеческой жизни.



И в заключение

Как и любая другая наука, ведическая медицина имеет философскую доктрину. Эта доктрина на санскрите звучит как свабхавопарамвада. Она предполагает, что стремление человека быть здоровым является интуитивным и неосознанным стремлением занять свое изначальное положение. Это стремление к духовной жизни. Стремление обрести ананду – бесконечное духовное блаженство. Роль врача – вайдьи - состоит в том, чтобы, постепенно избавляя пациента от телесных страданий и недугов ума, бережно, внимательно и по возможности кратчайшим путем привести его к пониманию необходимости духовного исцеления.

Чарака Самхита утверждает: «Хотя деятельность всех живых существ интуитивно направлена на достижение счастья, достигнуть его можно лишь с помощью духовного знания. Невежество же приведет к страданиям. Мудрый человек, получив знание, предпочитает целостную жизнь, ведущую к духовному счастью, в то время как обычные люди, покрытые страстью и невежеством, предпочитают материальные объекты духовным. Мудрые наделены духовным осознанием, различением, памятью о своей изначальной природе, сноровкой, воздержанием, решительностью, целеустремленностью, постоянным следованием целостному режиму жизни, чистотой речи, ясностью ума и терпимостью. Этих качеств не найдешь у обычных людей, полных страсти и невежества. Поэтому они страдают от разных недугов ума и тела, вызванных влиянием низших гун. Из-за затмения разума, они потакают себе в чувственных наслаждениях, направленных на мертвые материальные объекты. Они подавляют свои естественные нужды и занимаются бесполезной и рискованной деятельностью. Невежественные личности привязаны к временным материальным объектам, но мудрый - к вечности, потому что его разум чист».



Ведическая медицина, будучи живой и личностной наукой, также имеет глубинную личностную природу — свабхаву, которая состоит в постепенном возвращении человека к его духовной уникальности, где недуги ума и тела исчезают сами собой и больше не возвращаются. Разумный человек, исполненный желанием жить полноценно и радостно, должен с величайшим вниманием обратиться к наставлениям аюрведы.

Ом тат сат

Как лечит аюрведа. Часть 1 
8.04.13, 18:28 2013
Чакры и их влияние на здоровье и взаимоотношения
Аюрведа

Чакры и их влияние на здоровье и взаимоотношения

Тысячу лет назад в одной деревне жил человек. Этот человек с детства не мог двигаться, и потому единственное, что было ему под силу, - лежать на печке. И пролежал он так около тридцати лет. Вероятно, на этой же печи и закончилась бы его жизнь, если бы через деревню не проходил однажды старец. 

11.04.13, 19:50 2013
Основные правила аюрведической кулинарии
Аюрведа

Основные правила аюрведической кулинарии

Приготовить аюрведическое блюдо непросто. Не только потому, что оно должно быть вегетарианским, но также из-за необходимости придерживаться других аюрведических правил. Тем не менее, блюда индийской кухни так вкусны, что стоит принять этот вызов!

22.05.13, 17:37 2013
Как лечит Аюрведа. Часть 1
Аюрведа

Как лечит Аюрведа. Часть 1

Аюрведа учит нас жить полноценно. Она призвана избавлять людей от страданий, не только в виде болезней тела и ума, но и на более глубоком и тонком уровне. 

8.04.13, 18:03 2013
Аюрведа и принципы здорового питания
Аюрведа

Аюрведа и принципы здорового питания

Согласно Аюрведе, пища – это не только смесь основных веществ, таких как белки, витамины, жиры и углеводы. Это и источник энергии для ума и души. После переваривания пища превращается либо в оджас, либо в аму.

22.11.13, 15:36 2013