ГлавнаяДетиИскусство воспитания
Искусство воспитания
Дети

Искусство воспитания

Расскажем вначале небольшую историю. Мать оставила в комнате пятилетнюю дочь и пошла на кухню, чтобы что-то там сделать. Дочка вполне мирно играла в своем углу. Через некоторое время мать из кухни слышит, как в комнате что-то падает и разбивается. С ужасом она понимает, что это разбилась ее любимая ваза, которая была ей особенно дорога. Она бежит в комнату и убеждается, что не ошиблась.

Как поступает большинство матерей в таких ситуациях?

Да, да – шлепок с разворота по мягкому месту. Крики, крики, крики… Кричит мать, кричит и ребенок, которому больно и обидно. Грустная история, которую мы очень хорошо знаем. Множество раз она происходила на наших глазах.

Теперь попробуем стать более внимательными к тому, что произошло. В жизни стоит размышлять над тем, что происходит, иначе трудно будет извлечь опыт из происходящего и научиться влиять на неблагоприятные обстоятельства.

НЕ ТАК ВАЖНЫ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ
СОВЕРШАЮТ ДЕТИ, КАК ВАЖНО ТО, 
ЧЕМУ ОНИ УЧАТСЯ НА ИХ ПРИМЕРЕ


Давайте проанализируем позицию ребенка. Что управляло поведением девочки? Зачем она потянулась к вазе?

Мы можем предположить самые разные мотивы: захотела помочь маме и решила протереть ее тряпкой; ее заинтересовал какой-то необычный блик на вазе (любопытство); подумала, как может применить  вазу в своей игре (мотив творчества); у нее возникло желание  доставить маме радость, и поэтому она захотела поставить в вазу цветок. Возможны и какие-то другие мотивы. Поговорим чуть подробнее об этом.



Допустим, девочкой двигало желание помочь маме. Вполне возможно, что это желание у нее возникло первый раз. И что? Она не очень грамотно реализовала свое желание, в результате чего навлекла на себя наказание. Как вам кажется, за что она была наказана? Правильно, за желание помочь. И именно так это будет воспринимать ребенок. На подсознательном уровне у него отложится, что желание оказать помощь другому опасно, так как оно может привести к наказанию.

Захочет ли эта девочка в дальнейшем помогать матери? Как вам кажется?

ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВОСПИТАНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ В РЕБЕНКЕ
ЕГО ПОЗИТИВНЫХ МОТИВОВ И ЖЕЛАНИЙ


Может быть, и захочет. Но вместе с желанием помочь к ней будет приходить также и страх, который закрепился в подсознании после случившегося эпизода. И этот страх станет блокировать желание помочь. А мать будет мучить всех вопросом, почему ее дочь ни в чем ей не помогает.

Изучаем ситуацию дальше. Возможно, девочкой  двигало любопытство, интерес к познанию мира. Пришла мать и наказала ее за это желание. В результате боль и обида вошли в подсознание ребенка. Так формируется пассивность ребенка. В дальнейшем он будет очень осторожен в своих попытках самостоятельно разобраться в чем-то. Страх и обида связались внутри с любопытством и интересом познавать новое. И они будут блокировать появление данных мотивов.



А может быть, девочкой двигал мотив творчества? Она хотела как-то применить эту вазу в своей игре? Все то же самое. В ответ на эти свои желания она получила определенные «воспитательные действия» со стороны матери. В итоге желание творческого проявления личности связались в подсознании со страхом и обидой. В результате мы видим ребенка, который боится проявлять себя в мире. Когда он вырастет, то будет очень сильно зависеть от мнения других. Он будет жить так, как живут все, одеваться в то, во что одеваются все, говорить о том, о чем говорят все.

РОДИТЕЛИ НЕ ОБЛАДАЮТ КУЛЬТУРОЙ ВНИМАНИЯ
К ПОТРЕБНОСТЯМ И ЖЕЛАНИЯМ СВОИХ ДЕТЕЙ


Последний мотив, который мы отметили, был связан с желанием обрадовать мать. Получив наказание, девочка следующий раз будет осторожнее в проявлении своих чувств. Так формируется отчужденность и дистанция в отношениях.

Приведенный нами пример позволяет лучше понять, что такое воспитание. Главной задачей воспитания является развитие в ребенке его позитивных мотивов и желаний. Все сводится именно к этому.


Дети становятся очень непослушными, и из них лезет непонятно что, поскольку родители не понимают сути процесса воспитания. К сожалению, в большинстве случаев родители не обладают культурой внимания к потребностям и желаниям своих детей. Чаще всего воспитание сводится к тому, чтобы научить ребенка каким-то внешним правилам: мыть руки после еды, говорить «здрасте», убирать свои игрушки и так далее.

Однако главной задачей воспитания является формирование системы ценностей ребенка. Именно мы можем помочь детям сформировать правильную систему ценностей, если будем внимательны к их желаниям. И не так важны дорогие игрушки, которые они ломают, потому что они ломают их, чтобы понять, как они устроены. Наша беда как родителей состоит в том, что в такой ситуации мы думаем не о том, какой мотив управлял поведением ребенка, когда он разбирал дорогую игрушку на запчасти, а о своих потраченных деньгахПоэтому не так важны ошибки, которые совершают дети, а важно то, чему они учатся на их примере.

Существует знаменитая хартия, которая дает нам правильные ориентиры в отношениях с детьми.



Дети учатся тому, с чем живут:


Если ребенок живет в атмосфере КРИТИКИ, то учится ОСУЖДАТЬ.
Если он живет в атмосфере ВРАЖДЕБНОСТИ, то учится ДРАТЬСЯ.
Если ребенок живет в СТРАХЕ, то учится БОЯТЬСЯ.
Если окружен ЖАЛОСТЬЮ, то учится БЫТЬ БЕСПОМОЩНЫМ.
Если ребенка осмеивают, он учится РОБОСТИ.
Если к ребенку относятся С РЕВНОСТЬЮ, он учится ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ.
Если ребенок живет в атмосфере ТЕРПИМОСТИ, он учится быть ТЕРПЕЛИВЫМ.
Если ребенок чувствует ПОДДЕРЖКУ, он учится быть УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ.
Если ребенок знает ПОХВАЛУ, он учится ЦЕНИТЬ.
Если ребенок живет в атмосфере ПРИНЯТИЯ, он учится ЛЮБИТЬ.
Если ребенок чувствует ОДОБРЕНИЕ, он учится ЛЮБИТЬ СЕБЯ.
Если ребенок познает ПРИЗНАНИЕ, он учится ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ.
Если ребенок окружен ЧЕСТНОСТЬЮ, он учится ПОЗНАВАТЬ ИСТИННУЮ ПРАВДУ.

14.04.13, 20:24 2013
Здравствуй, школа. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Дети

Здравствуй, школа. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Настало серьезное время для вашего ребенка. Не в этом году, так в следующем он пойдет в школу. Многие дети с нетерпением ждут этого момента: причиной тому любопытство и желание общаться со сверстниками.

1.12.13, 14:55 2013
Осторожно: трехлетка!
Дети

Осторожно: трехлетка!

Любой родитель трехлетнего ребенка замечает, что его любимое дитя за последнее время сильно изменилось. Теперь оно взяло в привычку настырно добиваться своего, а на слова старших не обращает никакого внимания.

31.07.13, 16:42 2013
Сложности и радости подросткового периода 11 – 18 лет
Дети

Сложности и радости подросткового периода 11 – 18 лет

Психологи называют их «резервуарами любви» или «витаминами любви». Первый витамин любви мы получаем от мамы, потом от папы, дальше – от всей семьи. С нами делятся своей сердечной теплотой дедушки и бабушки, дяди и тети, браться и сестры и друзья.

14.12.14, 21:20 2014
У родителей нет выбора
Дети

У родителей нет выбора

У родителей нет выбора: они обязаны стать счастливыми и учить счастью своих детей. 

14.04.13, 19:40 2013
Любовь и дети
Дети

Любовь и дети

«Любите своих детей» - какое избитое выражение... Очень размытое и очень четкое. Что значит «любить»? Дарить много игрушек, кормить четыре раза в день здоровой пищей, водить в лучшую школу или обнимать по восемь раз в день? Кто скажет, как правильно? Об этих правилах столько книг умных, читать - не перечитать!

6.06.13, 14:41 2013
Ребенок и телевизор
Дети

Ребенок и телевизор

Без телевизора современную жизнь и не представишь. Есть семьи, в которых говорящий ящик включен целый день: есть и такие, где в каждой комнате, и даже на кухне – по экрану. Причем взрослые, исходя из «собственного опыта», уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение не только ошибочно, но и опасно. Как же телевизор влияет на ребенка?

14.06.13, 11:53 2013
12 уроков любви, или Чему мы можем учиться у своих детей
Дети

12 уроков любви, или Чему мы можем учиться у своих детей

Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». 

14.04.13, 20:54 2013