|
Рецензии«Все будет хорошо»В прокате появилась еще одна картина о будущем человечества – «После нашей эры». Эта утопия, снятая индийцем М.Найтом Шьямаланом, в который раз подтвердила нашу склонность искать спасение в иллюзорных мечтаниях, вместо того чтобы решать реальные проблемы, угрожающие гибелью планете и всему на ней сущему.Надежда на то, что, как поет один популярный трансвестит «все будет хорошо», в нас неистребима. Написав сейчас об угрозе всеобщей гибели, я вдруг и сам усомнился в ее реальности: «А может, все не так плохо? Может, не стоит сгущать краски?» В самом деле, пока светит солнце, идут дожди, колосятся пшеничные поля, и у тебя при этом ничего не болит, трудно поверить не то что в кончину человеческой цивилизации, но даже в свою личную смерть. Тем более что с голливудского конвейера исправно сходят успокоительные блокбастеры, герои которых неистребимы, и в нарушение всех законов природы преодолевают любые трудности и находят выход из совершенно безвыходных ситуаций. …ПРАВДА, О ТОМ, ЧТО В ЛЮБОЙ МАСШТАБНОЙ КАТАСТРОФЕ, БУДЬ ТО ВОЙНА ИЛИ СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ, ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ, В БОЕВИКАХ НЕ ОБЪЯСНЯЮТ Главное – довериться создаваемым на фабрике грез новым мифам и отождествлять себя с победителем, а не с побежденным. Правда, о том, что в любой масштабной катастрофе, будь то война или стихийное бедствие, победителей не бывает, в боевиках не объясняют. В фильме «После нашей эры» показано, как хорошо обустроилось человечество после глобальной катастрофы, заставившей людей покинуть Землю. Умные американцы (а Голливуд, как известно, только и делает, что рассказывает о величии Америки) не только поселились на новой планете, но и успешно осваивают другие звезды Солнечной системы. Например, летают на них тренироваться в борьбе с ужасным чудовищем, которое убивает всякого, кто испытывает страх. Бесстрашных – значит, не выделяющих фермент страха – этот кровожадный уродец просто не замечает, и такие герои обретают высочайший статус «призрака». «ОПАСНОСТЬ – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ, СТРАХ – ЭТО ВЫБОР» - ОБЪЯСНЯЕТ СЫНУ УМУДРЕННЫЙ ОПЫТОМ ОТЕЦ И вот, один из таких полетов закончился катастрофой. Так уж случилось, что в этот раз на борту оказался сын Рейджа (Уилл Смит) - доблестного генерала и «призрака» – тринадцатилетний подросток (Джейден Смит), который вслед за отцом захотел стать военным. Аварийную посадку совершили на Земле, где всё к тому времени «научилось убивать людей». Выжили после столкновения звездолета с астероидами и с землей только главные герои. Из-за травмы отец не может передвигаться, поэтому за спасительным прибором, который был в хвосте развалившегося межпланетного корабля и теперь оказался за много километров от его головы, должен отправиться сын. Его злоключения на пути к спасению и составляют сюжет фильма. Вопрос о том, выживут ли герои на ставшей враждебной по отношению к человеку Земле, представляется риторическим. Парнишка преодолевает не только все внешние опасности, но и, встретившись с чудовищем, побеждает страх. Отныне он носит гордое звание не просто воина, но «призрака». Поднятая в картине тема страха должна привнести в нашпигованный опасными злоключениями квест хоть какой-то смысл. «Опасность – это реальность, страх – это выбор» – объясняет сыну умудренный опытом отец. Однако остается непонятным, что же является причиной страха и как от него избавиться? Ведь именно желание выжить, а, значит, страх смерти, движет как пустившимся на поиски навигатора сыном, так и отцом, направляющим подростка из разбившегося корабля по системе связи. Можно предположить, конечно, что и сын, и отец беспокоятся не за свою жизнь, а хотят спасти друг друга. Но и здесь присутствует страх, пусть и за жизнь другого человека. Одним словом, по части психологии и философии Голливуд и здесь не тянет даже на твердую троечку. КАК МОЖНО СОЗДАТЬ ВОКРУГ СЕБЯ КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ МИР, НЕ ИЗМЕНИВ ВНАЧАЛЕ МИР ВНУТРИ СЕБЯ?.. Несколькими месяцами раньше в прокат вышел еще один, широко разрекламированный футуристический триллер «Обливион» с Томом Крузом и Ольгой Куриленко в главных ролях. Как это и водится в футуристических опусах, художественную структуру «Обливиона» тоже определяют скорость, движение, энергия, которые человечество обретает за счет научно-технического прогресса. Покинувшие Землю люди живут на искусственной планете и строят в стратосфере базы для скоростных летательных аппаратов. На них, борясь с оставшимися на Земле плохишами, хорошие парни демонстрируют чудеса техники. Ближе к середине фильма хорошее и плохое, добро и зло меняются местами. Благодаря такому перевертышу невольно приходит мысль о том, что авторы картины обличают ложь, протестуют против манипуляции умами людей (хочется же видеть какой-то смысл и какую-то пользу даже в американских боевиках!). Между тем, великий обман, коим Голливуд пичкает зрителя, играя на его страхах и интересе к будущему, кроется в самих технократических киноутопиях. Всем, кажется, уже давно понятно, что именно урбанистическая цивилизация «мирового города», как ее в «Закате Европы» именует Освальд Шпенглер, ведет планету к гибели. Но по необъяснимым причинам героям утопических фильмов, покинувших разрушенную злодеями Землю, удается создать технократический рай на какой-нибудь звезде, которая ждет-не дождется, пока алчный, завистливый, эгоистичный homo sapiens не облагодетельствует ее своим присутствием. Как можно создать вокруг себя качественно новый мир, не изменив вначале мир внутри себя? – на этот ключевой вопрос ни в одном из виденных мною футуристических триллеров я так и не нашел ответа. 14.06.13, 13:00 2013
РецензииТишина, которая дороже аплодисментовСпектакль «Антитела» Театра «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга, начинающийся невыносимым для утонченного слуха хард-роком, завершается тишиной, какую редко можно услышать в театре. 3.05.13, 13:02 2013
РецензииЕвангелие от ИванаВ рамках проходящего сейчас фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс» в Москву из Польши приехала новая постановка Ивана Вырыпаева «НЛО. Контакт». Спектакль, как об этом можно догадаться из названия, рассказывает об опыте людей, встретившихся с представителями неземных цивилизаций. 21.05.13, 08:16 2013
РецензииВедическое кулинарное искусствоКак сказал один хороший писатель, «...обустраивать Россию можно по любой книге, хотя бы и по поваренной. По поваренной даже лучше, чем по любой другой». 3.04.13, 08:44 2013
РецензииПутешествие домойС возрастом все труднее становится взять в руки новую книгу. Кроме того, что время неумолимо убыстряет свой ход и на чтение – пусть даже талантливых сочинений – его почти не остается, знакомству с литературными новинками препятствует также груз обретенного жизненного и культурного опыта. 25.03.13, 09:50 2013
РецензииУмом творенье не понять, аршином общим не измеритьВ рамках проекта «Кино без границ» в российский прокат вышел приключенческий фильм «Измеряя мир» в 3D. Премьеру картины о судьбе двух выдающихся немецких ученых 18 века посетил режиссер Детлеф Бук. 30.04.13, 10:45 2013
РецензииОтцы и детиВ рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова в Москве был показан спектакль венского Бургтеатра «Небесная гармония» Петера Эстерхази. Прозу известного венгерского постмодерниста перенес на одну из старейших сцен Европы немецкий режиссер венгерского происхождения Давид Мартон. 4.06.13, 12:15 2013
РецензииПуть к совершенному разумуКнига Энвера Измайлова «Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму» выдержала уже три тиража. Несмотря на некоммерческое название и философский посыл, «Несимметричная диалектика» на удивление быстро раскупается. 8.04.13, 18:47 2013
|