ГлавнаяРецензии«Все будет хорошо»
«Все будет хорошо»
Рецензии

«Все будет хорошо»

В прокате появилась еще одна картина о будущем человечества – «После нашей эры».  Эта утопия, снятая индийцем М.Найтом Шьямаланом, в который раз подтвердила нашу склонность искать спасение в иллюзорных мечтаниях, вместо того чтобы решать реальные проблемы, угрожающие гибелью планете и всему на ней сущему. 


Надежда на то, что, как поет один популярный трансвестит   «все будет хорошо», в нас неистребима. Написав сейчас об угрозе всеобщей гибели, я вдруг и сам усомнился в ее реальности: «А может, все не так плохо? Может, не стоит сгущать краски?» В самом деле, пока светит солнце, идут дожди, колосятся пшеничные поля, и у тебя при этом ничего не болит, трудно поверить не то что в кончину человеческой цивилизации, но даже в свою личную смерть. Тем более что с голливудского конвейера исправно сходят успокоительные блокбастеры, герои которых неистребимы, и в нарушение всех законов природы преодолевают любые трудности и находят выход из совершенно безвыходных ситуаций. 



…ПРАВДА, О ТОМ, ЧТО В ЛЮБОЙ МАСШТАБНОЙ

КАТАСТРОФЕ, БУДЬ ТО ВОЙНА ИЛИ

СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ, ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ,

В БОЕВИКАХ НЕ ОБЪЯСНЯЮТ


Главное – довериться создаваемым на фабрике грез новым мифам и отождествлять себя с победителем, а не с побежденным. Правда, о том, что в любой масштабной катастрофе, будь то война или стихийное бедствие, победителей не бывает, в боевиках не объясняют.  





В фильме «После нашей эры» показано, как хорошо обустроилось человечество после глобальной катастрофы, заставившей людей покинуть Землю. Умные американцы (а Голливуд, как известно, только и делает, что рассказывает о величии Америки) не только поселились на новой планете, но и успешно осваивают другие звезды Солнечной системы. Например, летают на них тренироваться в борьбе с ужасным чудовищем, которое убивает всякого, кто испытывает страх. Бесстрашных – значит, не выделяющих фермент страха – этот  кровожадный уродец просто не замечает, и такие герои обретают высочайший статус «призрака». 



«ОПАСНОСТЬ – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ,

СТРАХ – ЭТО ВЫБОР» - 

ОБЪЯСНЯЕТ СЫНУ УМУДРЕННЫЙ ОПЫТОМ ОТЕЦ


И вот, один из таких полетов закончился катастрофой. Так уж случилось, что в этот раз на борту оказался сын Рейджа (Уилл Смит) - доблестного генерала и «призрака» – тринадцатилетний подросток (Джейден Смит), который вслед за отцом захотел стать военным. Аварийную посадку совершили на Земле, где всё к тому времени «научилось убивать людей». Выжили после столкновения звездолета с астероидами и с землей только главные герои. Из-за травмы отец не может передвигаться, поэтому за спасительным прибором, который был в хвосте развалившегося межпланетного корабля и теперь оказался за много километров от его головы, должен отправиться сын. 





Его злоключения на пути к спасению и составляют сюжет фильма. Вопрос о том, выживут ли герои на ставшей враждебной по отношению к человеку Земле, представляется риторическим. Парнишка преодолевает не только все внешние опасности, но и, встретившись с чудовищем, побеждает страх. Отныне он носит гордое звание не просто воина, но «призрака». 


Поднятая в картине тема страха должна привнести в нашпигованный опасными злоключениями квест хоть какой-то смысл. «Опасность – это реальность, страх – это выбор» – объясняет сыну умудренный опытом отец. Однако остается непонятным, что же является причиной страха и как от него избавиться? Ведь именно желание выжить, а, значит, страх смерти, движет как пустившимся на поиски навигатора сыном, так и отцом, направляющим подростка из разбившегося корабля по системе связи. Можно предположить, конечно, что и сын, и отец беспокоятся не за свою жизнь, а хотят спасти друг друга. Но и здесь присутствует страх, пусть и за жизнь другого человека. Одним словом, по части психологии и философии Голливуд и здесь не тянет даже на твердую троечку. 



КАК МОЖНО СОЗДАТЬ ВОКРУГ СЕБЯ

КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ МИР,

НЕ ИЗМЕНИВ ВНАЧАЛЕ МИР ВНУТРИ СЕБЯ?..


Несколькими месяцами раньше в прокат вышел еще один, широко разрекламированный футуристический триллер «Обливион» с Томом Крузом и Ольгой Куриленко в главных ролях. Как это и водится в футуристических опусах, художественную структуру «Обливиона» тоже определяют скорость, движение, энергия, которые человечество  обретает за счет научно-технического прогресса. Покинувшие Землю люди живут на искусственной планете и строят в стратосфере базы для скоростных летательных аппаратов. На них, борясь с оставшимися на Земле плохишами, хорошие парни  демонстрируют чудеса техники. Ближе к середине фильма хорошее и плохое, добро и зло меняются местами. Благодаря такому перевертышу невольно приходит мысль о том, что авторы картины обличают ложь, протестуют против манипуляции умами людей (хочется же видеть какой-то смысл и какую-то пользу даже в американских боевиках!). 





Между тем, великий обман, коим Голливуд пичкает зрителя, играя на его страхах и интересе к будущему, кроется в самих технократических киноутопиях. Всем, кажется, уже давно понятно, что именно урбанистическая цивилизация «мирового города», как ее в «Закате Европы» именует Освальд Шпенглер, ведет планету к гибели. Но по необъяснимым причинам героям утопических фильмов, покинувших разрушенную злодеями Землю, удается создать технократический рай на какой-нибудь звезде, которая ждет-не дождется, пока алчный, завистливый, эгоистичный homo sapiens не облагодетельствует ее своим присутствием. 


Как можно создать вокруг себя качественно новый мир, не изменив вначале мир внутри себя? – на этот ключевой вопрос ни в одном из виденных мною футуристических триллеров я так и не нашел ответа.    


14.06.13, 13:00 2013
Стены большого города
Рецензии

Стены большого города

Вслед за своим знаменитым братом Джеймсом Тьере в Москву приехала Аурелия Тьере, внучка Чарли Чаплина. Она привезла на Чеховский фестиваль спектакль «Шепот стен», поставленный ее матерью Викторией Тьере-Чаплин. Билеты на спектакли потомков великого Артиста были проданы еще полгода назад, что заставляет задуматься над природой успеха незамысловатого по содержанию и яркого по форме театра, граничащего с цирком. 

6.06.13, 14:30 2013
Ведическое кулинарное искусство
Рецензии

Ведическое кулинарное искусство

Как сказал один хороший писатель, «...обустраивать Россию можно по любой книге, хотя бы и по поваренной. По поваренной даже лучше, чем по любой другой». 

3.04.13, 08:44 2013
Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие
Рецензии

Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие

Листая страницы Интернета, нередко натыкаешься на любопытные факты. Оказывается, отец-основатель национально-освободительного движения Индии Субаш Чандра Боз вовсе не погиб в авиакатастрофе над Таиландом в 1945 году, как считали доныне, но бежал в СССР, через Омск почему-то. На этом его следы теряются. Любопытно.

3.04.13, 09:47 2013
Братья в законе
Рецензии

Братья в законе

В Гоголь-центре, как теперь называется бывший московский театр им. Н.Гоголя, поставили ремейк известного фильма «Рокко и его братья». Пьесу Михаила Дурненкова «Братья», созданную по мотивам картины Лукино Висконти, поставил кинорежиссер Алексей Мизгирев. 

7.06.13, 15:17 2013
Страх и любовь
Рецензии

Страх и любовь

На Чеховском фестивале показали «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки. Спектакль о том, как страшно и бессмысленно жить в мире, в котором высший Закон не проявлен, а человеческий закон непостижим, привез из Баварии в Москву Театр Каммершпиле. 

19.06.13, 09:46 2013
Путешествие домой
Рецензии

Путешествие домой

С возрастом все труднее становится взять в руки новую книгу. Кроме того, что время неумолимо убыстряет свой ход и на чтение – пусть даже талантливых сочинений – его почти не остается, знакомству с литературными новинками препятствует также груз обретенного жизненного и культурного опыта.

25.03.13, 09:50 2013
Это горькое слово «свобода»
Рецензии

Это горькое слово «свобода»

С каких пор и почему понятие «религия» стало ассоциироваться с несвободой, порабощением рода человеческого? Можно ли религиозного человека, который должен следовать правилам и предписаниям своей веры, в принципе считать свободным? Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с диалектикой непростых отношений свободы и необходимости, обязывают фильмы из программы недавно завершившегося 35-го Московского международного кинофестиваля.  

2.07.13, 17:09 2013