ГлавнаяИнтервьюДетлев Бук: «Человек должен во что-то верить»
Детлев Бук: «Человек должен во что-то верить»
Интервью

Детлев Бук: «Человек должен во что-то верить»

Мы уже рассказывали о фильме «Измеряя мир», снятом по одноименному роману австро-немецкого писателя Даниэля Кельмана. Его тема – отношение науки к жизни и наши отношения с наукой – имеет ключевое значение для последних двух столетий развития западной цивилизации, поэтому  предлагаем беседу обозревателя сайта Veda.ru Вадима Дышканта с автором фильма, немецким режиссером Детлевом Буком.


В.Д.: Согласно древнеиндийским Ведам сама попытка измерить мир, то есть втиснуть его многообразие, его тайну в рамки тех или иных материалистических научных концепций, знаменует попадание человека и человечества в плен иллюзорной энергии, или майи, как она называется на санскрите. Ваша картина начинается со сцены с ламой, хотя у романа другое начало. Мне показалось, что в этой сцене, где лама слезно просит великого европейского ученого ХIХ века, естествоиспытателя, географа Александра Гумбольдта оживить умершего накануне «любимого песика», вы даете ироничный камертон ко всей картине. Лама как бы намекает Гумбольду, что он, уверовав во всесильность материалистичной науки, находится в майе, в иллюзии. Ибо перед этой наукой закрыта главная Истина, главная тайна – тайна жизни. Печальная ирония знаменует и финал картины, когда уже состарившийся ученый, собираясь на прием к королю, невольно мочится в штаны. Видно, заработал цистит в своих опасных путешествиях…    






Д.Б.:  Действительно, фильм начинается со сцены встречи Гумбольдта с ламой, в которой буддистский монах просит ученого оживить собаку, хотя это невозможно. Мы понимаем, что даже такой великий ученый неспособен вернуть жизнь в то, что умерло, такого просто не бывает в нашем мире. Но в финале картины появляется еще один пес, который как бы возрождается. И через это противоречие мы показываем, что такие выдающиеся ученые, как Александр Гумбольдт и математик Карл Фридрих Гаусс все-таки пытались найти разгадку тайны жизни.



МОЖЕТ БЫТЬ, СТОИТ МЕНЯТЬ НЕ МИР,

КОТОРЫЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЯВЛЯЕТСЯ

СОВЕРШЕННЫМ, А СЕБЯ?


В.Д.: Появление в финале еще одной собаки, как бы возродившейся, можно понимать как намек на вечный круговорот жизни? Как указание на то, что реинкарнация – не выдумка индусов, а основополагающий принцип жизни, сформулированный в Бхагавад-гите с лаконизмом научной формулы: то, что однажды родилось, обязательно умрет, а то, что умерло, обязательно родится снова?


Д.Б.: Хотя это и другая собака, вполне возможно, что чудо перерождения случилось. Я не исключаю такой возможности.





В.Д.: Вы сказали, что невозможно вернуть жизнь в то, что умерло. Но мы знаем, что Иисус, например, оживлял мертвых. Да и те же Веды содержат много свидетельств того, как душа, то есть жизнь, возвращалась в умершее тело. Значит, есть люди, которые обладают способностью вершить чудеса, неподвластные замкнутой в узкие рамки материалистической парадигмы науке. 


Д.Б.: Это вопрос веры. В нашем фильме эта тема тоже немножко затронута. Гаусс никогда не верил в своего сына, который представляет новое поколение, начавшее кардинально менять жизнь. Тем не менее, сын выдающегося математика, эмигрировав в Америку, создал там семью, открыл свое дело и стал вполне успешным человеком. 



СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ ДАВНО ОТКРЫТ - 

МЫ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, БЕССМЕРТНЫ


Главная идея, которая меня интересовала в романе «Измеряя мир» и которую я хотел донести до зрителя, это то,  что люди, меняющие мир, выпадают за рамки общества, не идут по проторенной дороге. Они всегда очень увлечены своим делом и представляются окружающим немножко сумасшедшими. Общество не любит изменений. Гумбольдт много путешествовал, пытаясь познать и привнести изменения в окружающий его мир, а Гаусс, не имея возможности путешествовать, менял мир в своей голове. В финале они встречаются и помогают друг другу – это еще и история дружбы. 





В.Д.: Может быть, стоит менять не мир, который по определению является совершенным, а себя? Мир нам начинает казаться несовершенным в тот момент, когда мы начинаем относиться к нему не с благодарностью за все, что нам дано, а с претензией, когда считаем, что всё здесь создано для нашего удовольствия. Но все авторитетные священные книги утверждают, что мы сюда приходим не для того, чтобы получать наслаждения, а для того чтобы учиться. А наслаждения – это побочный продукт, «пряник», который получает хороший ученик. Лично мне представляется важным вопрос о том, что же западная наука больше принесла миру: пользы, добра, или вреда, зла?


Д.Б.: Согласен, мы должны начинать с себя, и герои книги, как и фильма, тоже начали с себя. Изменив себя, они изменили мир. Что касается научно-технического прогресса, то он необходим. В первой половине ХIХ века, когда жили наши герои, в мире было не более одного миллиарда людей. Сейчас нас уже почти девять миллиардов, поэтому нам необходим технический прогресс, иначе наше мироздание обречено, всё может провалиться в тартарары. 


В.Д.: По моим наблюдениям, именно научно-технический прогресс, который, несомненно, делает жизнь легче и комфортнее, станет причиной того, что мир полетит в тартарары. Слишком дорого придется платить за комфорт и необыкновенную легкость бытия, которые, заметьте, никого не делают счастливыми. Те же буддисты или индуисты, которые живут простой жизнью, намного счастливее западных людей. 





Д.Б.: Прогресс науки, тем не менее, помогает не просто улучшить нашу жизнь, избавить от многих физических страданий, но и продлить ее. В фильме есть сцена, когда герой попадает в кресло цирюльника, по совместительству рвущего больные зубы. Никто не согласится сегодня сесть в такое кресло к такому «врачу», который грязными щипцами вырывает сначала здоровый зуб, а поняв, что ошибся, с полным отсутствием сострадания рвет и больной.


В.Д.: Я не утверждаю, что наука не принесла никакой пользы. Более того, я и сам сегодня вряд ли смогу отказаться от многих  завоеваний НТР. Вопрос в том, чего все-таки больше научно-технический прогресс принес миру: пользы или вреда? Решая частные вопросы жизни, делая ее комфортной, уменьшая страдания, материалистическая наука не решает основную проблему жизни, не избавляет нас от главного страдания – от смерти.  


Д.Б.: Хорошее наблюдение… Но если мы откроем секрет вечной жизни, то это, скорее всего, тоже разрушит наш мир. 





В.Д.: Секрет вечной жизни давно открыт – мы, оказывается, бессмертны. Об этом сегодня, ссылаясь если не свой личный опыт, то на понимание неизмеримости и сложности мира, говорят не только проповедники религии, но и многие серьезны ученые. И хитрец лама это понимал, но не открыл великой тайны бессмертия Гумбольдту, потому что тот все равно не услышал бы духовного послания, как не слышат его до сих пор миллионы людей по всему миру. Мы думаем, что смертны только потому, что ограничиваем свое «я» рамками смертного тела. 


Д.Б.: Для меня идея бессмертия заключается в том, что мы помним о тех людях, которых уже больше нет рядом с нами. Гаусс и Гумбольдт для меня живы, раз я помню о них, общаюсь с ними, делаю о них фильм. Готовясь к съемкам, я тщательно ознакомился с их биографиями... 



МЫ ДУМАЕМ, ЧТО СМЕРТНЫ, ТОЛЬКО ПОТОМУ ЧТО

ОГРАНИЧИВАЕМ СВОЕ «Я» РАМКАМИ СМЕРТНОГО ТЕЛА


В.Д.: Вернемся к проблеме науки. В ведическом обществе, например, сокровенные знания были сокрыты от тех, кто находился на низком уровне сознания и имел весьма туманные представления об этике, о морали. Западная же цивилизация сделала знания доступными любому человеку, из-за чего мир оказался на грани экологической катастрофы: мы живем в нечистой, опасной для здоровья и жизни среде, едим неестественные, опасные продукты и т.д. В связи с этим вопрос: что вы думаете об отношении науки и этики? 


Д.Б.: Конечно, наука должна улучшать качества жизни, а не ухудшать и, тем более, не разрушать ее. Поэтому на ученых, естественно, лежит огромная ответственность. У Гумбольдта, например, не было корыстных мотивов для того, чтобы заниматься наукой. Он был очень обеспеченным человеком, мог жить и наслаждаться в своем замке. Тем не менее, что-то изнутри заставляло его отказываться от сытой комфортной жизни, ехать в другие страны и пытаться понять, измерить и изменить мир. И теперь благодаря ему, мы знаем о мире гораздо больше, нежели знали бы без него. 





В.Д.: Вы, кстати, сами занимаетесь какими-то духовными практиками? 


Д.Б.: Я не принадлежу ни к какой религии, хотя уверен, что человек должен во что-то верить. Я же верю в существование высших сил и в человеческий дух…


22.05.13, 16:32 2013
Сергей Яковлев: «Целомудрие – великая сила»
Интервью

Сергей Яковлев: «Целомудрие – великая сила»

Слово в заголовке многим может показаться устаревшим, если не занудным, и уж наверняка канувшим в Лету вместе с последними выпускницами института благородных девиц. Сегодня, когда срок «жизни» семьи приближается к сроку хранения зеленого консервированного горошка, тема целомудрия навевает тоску не только на мужчин, но и на женщин. Но если бы мы только понимали, какая сила скрыта в этом «не модном» понятии…

14.05.14, 20:58 2014
Артем Леонов: «Все начинается с вопроса»
Интервью

Артем Леонов: «Все начинается с вопроса»

Если бы в этом мире счастье достигалось через осуществление материальных желаний, вокруг было бы куда больше радостных и довольных людей. Однако картина, с которой мы ежедневно сталкиваемся на улице, на работе, а иногда даже в собственной семье, подсказывает нам, что подобная теория несостоятельна.

9.04.14, 17:10 2014
Валерий Долгополов: «Благотворительность не должна быть пиаром»
Интервью

ВАЛЕРИЙ ДОЛГОПОЛОВ: «БЛАГОТВО- РИТЕЛЬНОСТЬ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПИАРОМ»

Общаясь с Валерием Долгополовым, нельзя не отметить, что под словом «мы» он подразумевает не просто свою семью, которая без остатка посвятила жизнь деятельности фонда «Пища жизни». Он говорит от лица всех тех волонтеров, которые, несмотря на кажущуюся внешнюю неприглядность некоторых программ Фонда, таких как кормление бездомных Москвы, постоянно ставят интересы нуждающихся выше своих собственных.

9.07.13, 17:00 2013
Анубхава Алла Закревская: «Цель моего творчества – помочь человеку соприкоснуться с самим собой»
Интервью

Анубхава Алла Закревская: «Цель моего творчества – помочь человеку соприкоснуться с самим собой»

Недавно в ленте на Facebook наткнулась на интересный пост Марии Шишкиной, основательницы и дизайнера модной марки Double12atelier, которая писала о «5-ти этажах боли в MoMA в Нью-Йорке».

25.09.19, 20:47 2019
Алексей Тонких: «Нужно очень ответственно подойти к тому, чему мы посвящаем свою жизнь»
Интервью

Алексей Тонких: «Нужно очень ответственно подойти к тому, чему мы посвящаем свою жизнь»

В нашем уме постоянно звучат какие-то «мантры». «Хочу это», «хочу то», «у меня не получится», «мир несправедлив», «меня никто не понимает»…

25.08.19, 12:49 2019
Олег Гадецкий: «Нужно менять отношение к жизни, а не саму жизнь»
Интервью

Олег Гадецкий: «Нужно менять отношение к жизни, а не саму жизнь»

Мы часто видим, как жизнь одних одаривает всевозможными благами, а других обделяет даже в самом необходимом. Есть ли в этом закономерность? 

9.04.13, 09:18 2013
Федерико: «Когда человек ест прасад, его сознание одухотворяется»
Интервью

Федерико: «Когда человек ест прасад, его сознание одухотворяется»

В современных реалиях представления о назначении еды, как правило, не выходят за рамки банального способа утолить голод и, максимум, насладиться вкусом и красотой подачи блюда. Однако в ведической культуре пища – это не просто «топливо» для поддержания жизни в теле. Это способ развития сознания и установления отношений с Богом.

4.02.15, 20:13 2015